Программа Веселые ладошки

1

Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи
1.1.2. Принципы и подходы
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
1.2. Планируемые результаты освоения

3
3
3
4
5
7

II. Содержательный раздел
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
2.2. Учебный план
2.3. Учебно-тематический план
2.4. Календарный учебный график
2.5. Рабочая программа «Студии умелых ручек «Веселые ладошки»
2.6. Оценочные материалы

9
9
13
13
18
19
23

III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

25
25
25
27

Приложение. Пример образовательной деятельности.

29

2

I. Целевой раздел 1.1.
Пояснительная записка
Дошкольное образование – первая ступень общей системы образования, главной целью
которой является полноценное развитие ребенка. Большое значение для развития
дошкольника имеет организация системы дополнительного образования, которое
способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на
всестороннее
удовлетворение
образовательных
потребностей
человека
в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Таким
образом, развитие творческой активности каждого ребенка является центральным звеном
системы дополнительного образования и основным понятием в обеспечении
результативности дошкольного образования в целом.
Необходимость и актуальность разработки программы дополнительного
образования в дошкольном образовательном учреждении (МБДОУ) определяются
спецификой образовательной деятельности, направленной на раскрытие потенциальных
возможностей и способностей воспитанников, ее творческим характером и имеющимися
возможностями
для
полноценного
развития
дошкольников.
Дополнительная
общеобразовательная программа «Дополнительная общеразвивающая
программа
художественно-эстетической направленности «Студия умелых ручек «Веселые ладошки»
(далее – Программа) разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» № 273 от 29.12.2012 ст.75 (Дополнительное образование детей и взрослых);
Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное, начальное звено).
1.1.1. Цели и задачи
Цель: Содействие всестороннему развитию способностей ребенка дошкольного
возраста, создание условий для динамики творческого роста и поддержания пытливого
стремления ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Задачи:
- Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять
вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
- Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя
образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и
ритма.
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным
материалом, в том числе – нестандартным.
- Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
- Развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики, эстетического
вкуса.
- Формировать умение предварительно планировать ход работы над изделием
(устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
- Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу
(определять правильность действий и результаты, оценивать качество готовых изделий).

3

- Дать возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа
бумаги, превратить его в облака, снег, радугу и т.п., постичь свойства, структуру,
насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Направленность целей, задач и содержание дополнительного образования не
повторяют задачи образовательных областей развития, определенные Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).
Во время реализации Программы большинство занятий строится в игровой форме,
которая соответствует особенностям дошкольников и облегчает необходимость
многократного повторения упражнений.
1.1.2. Принципы и подходы
Принципы:
1. Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов,
картин.
2. Последовательность: изучение материала последовательно (от простого к
сложному).
3. Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.
4. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие
педагога с детьми.
5. Построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования.
6. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
7. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах:
1. Культурно-исторический подход к развитию человека определяет ряд
принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей
ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности
возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития
ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности
взрослого и детей и др.). Он также предполагает определение целей Программы и путей
их достижения с учётом современной социокультурной среды, в том числе особенностей
российского общества и основных тенденций его развития.
2. Центральной категорией деятельностного подхода является категория
деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его
действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях
удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него
уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и
собственного развития. Любая человеческая деятельность включает в себя ряд
структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Выпадение хотя бы
одного из них размывает понятие деятельности. Поэтому образовательный процесс
должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял
видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активноположительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата.
3. Любая ценная, с точки зрения взрослого человека, деятельность не будет иметь
развивающий эффект, если она не имеет для ребёнка личностного смысла.

4

Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как
к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. Практические выходы
личностного подхода: приоритетное формирование базиса личности ребёнка; мотивация
всего образовательного процесса. Ребёнок усваивает образовательный материал только
тогда, когда тот для него из объективного (существующего независимо от человека)
становится субъективным (личностно значимым); утверждение в образовательном
процессе субъект-субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми.
4. Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей
культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.
5. Общенаучный системный подход позволяет рассматривать программу как
систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Один из главных признаков этой
системы - её открытость.
6. Одним из главных принципов реализации Программы является адекватность
возрасту. В соответствии с указанным принципом ведущими видами деятельности детей
являются в дошкольном - игра. Формами реализации программы, адекватными возрасту
детей, могут быть в дошкольном возрасте экспериментирование, проектирование, беседы,
наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды
деятельности детей не предполагают обязательного проведения традиционных занятий,
построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.
Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной
деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной
деятельности детей.
7. Принцип проблемного образования предполагает решение задачи, поиск ответа
на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением детьми определённых
трудностей. Важно, чтобы проблема имела практическое значение для ребёнка — важное
в его жизни и деятельности. Решая проблемы, ребёнок усваивает один из главных
жизненных и образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он
многообразный и меняющийся, в нём всё не по шаблону.
8. Принцип ситуативности направлен на учёт интересов и потребностей детей
при осуществлении образовательного процесса, он предполагает возможность
использования педагогами реальной ситуации или конкретных, сложившихся на данный
момент условий осуществления образовательного процесса для наиболее эффективного
решения задач психолого-педагогической работы.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Порядок построения образовательного процесса по Программе с учетом
преобладающего у ребенка типа темперамента
Холерик. Быстрый темп, полярная активность, эмоциональность в представлении
результата. Педагог чередует виды деятельности. Четко организует занятия, планирует
индивидуальные дополнительные задания. Для выполнения задания четко определяет
временные промежутки и дисциплинарные требования. Использует пошаговый контроль.
Работу стимулирует указанием на ошибки.
Сангвиник. Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе
работы и представления ее результата. Легко справляется с одновременным выполнением
несколько заданий. Педагогом могут быть публично отмечены недостатки, сделаны
замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания
педагог уточняет временные промежутки и дисциплинарные требования. Использует
пошаговый контроль. Стимулирует результат за счет оценки. Вырабатывает устойчивые
интересы. Учит терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца.
Флегматик. Спокойный темп работы, невыраженная активность, эмоциональность.
Педагог исключает одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное
5

время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу.
Педагог создает настрой на работу. Работоспособность высокая в середине и в конце
занятия. Педагог не торопит и ограничивает во времени. Допустимо снижение объема
знаний. Педагог обучает самостоятельному оцениванию своей работы по заданным
критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания.
Меланхолик. Медленный темп, слабая активность, сверхчувствительность к
воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе.
Приказы замедляют его деятельность. Возможна монотонная работа по шаблону,
алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые
виды деятельности. Педагог при устных ответах подбадривает, создает ситуации успеха. К
концу какой-либо деятельности работоспособность снижается. Нуждается в щадящем
режиме, доброжелательном отдыхе. Педагог осуществляет подбадривающий контроль,
т.е. в первую очередь оценивает успехи, поощряет старательность, неудачи отмечает
деликатно.
Порядок построения образовательного процесса по Программе с учетом
особенностей социально-эмоциональной сферы детей
Агрессивность. Учить безопасному выходу агрессии (эмоциональный катарсис,
когда ребёнку разрешают бить подушки или мягкие игрушки). Развивать
коммуникативные навыки и игровую деятельность. Формировать способность видеть и
понимать других.
Тревожность. Обеспечивать реальный успех ребенка в какой-либо деятельности
(рисование, помощь и др.). Меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивать его с
другими, а только с ним самим, оценивать улучшение его собственных результатов
(сегодня нарисовал лучше, чем вчера и т.д.). Использовать щадящий оценочный режим в
той области, в которой успехи ребенка невелики. Предпочитать теплые эмоциональные
отношения, доверительный контакт со взрослыми.
Застенчивость. В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их
интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а
потом включиться в группу сверстников со схожими интересами. Не надо лишний раз
демонстрировать собственное беспокойство и мнительность. Не стоит навязывать ребенку
то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования. Не нужна
и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Чаще подавать
пример уверенного, контактного поведения. Постоянно укреплять у ребёнка уверенность
в себе, в собственных силах. Исключительно важна похвала. Доказывать ребенку, что
взрослые о нем высокого мнения.
Гиперактивность. Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил,
подчеркивать успехи. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя». Говорить сдержанно,
спокойно, мягко. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени,
чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций использовать
зрительную стимуляцию. Оберегать ребенка от утомления.
Порядок построения образовательного процесса по Программе с учетом
особенностей познавательной сферы
Необходим индивидуальный подход, основанный на тщательном, подробном
психологическом обследовании. Учитывать уровень и особенности развития данного
ребенка, связанные со степенью и мерой поражения центральной нервной системы.
Порядок построения образовательного процесса по Программе с учетом
возрастных особенностей детей
В разработке и реализации Программы учитывается характеристика возрастных
особенностей развития детей дошкольного возраста.
Возраст от 3 до 4 лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста
характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким,
привязанность к педагогу, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.
6

Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника,
помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти
чувства неустойчивы. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии
уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Представления ребенка
четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной
стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным
опытом. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость
проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 минут, но
привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не
отвлекается от него. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую
эмоциональную окраску. Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным:
малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. В 3 года
воображение только начинает развиваться.
Возраст от 4 до 5 лет. Дети продолжают проигрывать действия с предметами, но
теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствуют реальной
действительности. Развивается моторика дошкольников. К 5 годам дети, как правило, уже
хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и
отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать
предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно
становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Во многих случаях не
требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку
необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. К 5 годам
внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша.
Возраст от 5 до 6 лет. Более совершенной становится крупная моторика. К 5 годам
они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые
получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более
расширяются и углубляются. Внимание детей становится более устойчивым и
произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в
течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен
действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не
существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут
использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать
карточки или рисунки).
Возрасте от 6 до 7 лет. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка,
наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются
представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. В
возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме,
цвете, величине предметов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается
устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или
возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины),
но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например,
упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их
передвижения).
1.2. Планируемые результаты освоения
В конце завершения обучения по Программе у ребенка будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;

7

. познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов.
Ребенок получит возможность для формирования:
. внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
. устойчивого интереса к новым способам познания.
Ребенок научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• различать способ и результат действия;
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
. формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• задавать вопросы;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
В результате занятий по предложенной программе ребенок получит
возможность:
• использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в
повседневной жизни;
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
. развивать образное мышление, воображение, фантазию, дивергентное мышление,
творческие способности;
• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах
для прикладного творчества;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов.

8

II. Содержательный раздел
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
Вариативные формы реализации Программы
Формы реализации являются внешними выражениями содержания дошкольного
образования, способами его существования. Обновление содержания дошкольного
образования неизбежно влечёт за собой и обновление его внешних выражений:
происходит «сбрасывание» старых (учебное занятие) и возникновение новых (проектная
деятельность, ситуации, мастерская, викторины и конкурсы и др.) форм. Изменяются в
соответствии с обновлённым содержанием и старые, классические формы (беседа,
разговор, наблюдения, рассматривания и др.), которые не теряют своей актуальности в
образовательной деятельности. Все формы носят интегративный характер, развитие в двух
и более видах детской деятельности.
Игра - это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является
основной формой реализации Программы, успешно используется при организации
художественной деятельности.
В игре как деятельности детей можно выделить две основные формы - сюжетную
игру и игру с правилами.
Сюжетная игра может быть ролевой, в которой ребёнок выполняет роль, действуя
от первого лица («Я доктор»), и режиссёрской, при осуществлении которой ребёнок
выполняет роль от третьего лица, присваивая её игрушке. В играх с правилами, которые
имеют исключительно совместные формы, основным моментом являются конкурентные
отношения между играющими, регламентируемые обязательными для всех правилами.
Театрализованные игры имеют особое значение для социализации и культурации
дошкольника. Широкое воздействие театрализованной игры на развитие личности
ребёнка связано с тем, что в ней, как интегративном виде деятельности, объединяется
литературная (текст), музыкальная (напев, танцевальные движения, музыкальное
сопровождение) и изобразительная (изготовление элементов декораций, костюмов, афиш)
художественная деятельность. Характерными особенностями театрализованной игры
является литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
Театрализованные игры также можно поделить на две основные группы: драматизации и
режиссёрские.
В педагогической работе по социально-коммуникативному и познавательному
развитию дошкольников большая роль принадлежит дидактическим играм: подвижным,
настольно-печатным, компьютерным. Дидактические игры для детей дошкольного
возраста могут быть объединены в тематические циклы с учётом общности решаемых в
ходе реализации Программы задач психолого-педагогической работы или на основе
примерного календаря праздников. Педагогически целесообразной формой работы
являются различные игровые ситуации, направленные на приобретение ребёнком опыта
нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе
подражания, по образцу, а затем самостоятельно.
При реализации Программы «» очевидна необходимость интеграции основных
видов продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования и
художественного труда) ребёнка. Для развития продуктивной деятельности детей у
педагогов существует множество возможностей. Педагоги могут использовать
интегрированную
образовательную
деятельность,
интегрированные
циклы
образовательной деятельности и интегрированные (тематические) дни, которые наиболее
эффективны для достижения целей Программы.
Одной из форм организации совместной деятельности взрослого с детьми и
реализации Программы выступает мастерская. Мастерская как форма организации в
первую очередь продуктивной деятельности в силу ярко выраженного интегративного
9

характера
позволяет
также
развивать
двигательную
(мелкую
моторику),
коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.
К психолого-педагогическим условиям организации образовательной деятельности
с детьми в форме мастерской относятся: стиль поведения взрослого (непринуждённодоверительный); рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа
(место воспитателя за общим столом рядом и вместе с детьми); отношение педагога к
выполнению общей работы (выполнение определённой части работы или такой же
работы, как у детей) и т.п.
Проектная деятельность - это создание педагогом таких условий, которые
позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый
практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать
его и преобразовывать. Проектная деятельность дошкольников может быть условно
разделена на три вида: познавательно-исследовательского, игрового и творческого
характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до
нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет). Для детей до 4-5
лет характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной
деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с
родителями. Для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет) проектная деятельность
становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться,
приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Беседы, загадки, рассказывание, разговор могут быть использованы при
реализации Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы
деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых
предполагается посильное участие детей. Используются они в основном в старшем
дошкольном возрасте, однако прообразы этих форм деятельности детей можно
использовать и в младших возрастах (3-5 лет).
Методы реализации Программы
В самом общем виде методы можно рассматривать как упорядоченные способы
взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач
дошкольного образования. Несмотря на то, что само применение методов осуществляется
в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений, их
предварительный выбор определяется взрослым и зависит от ряда факторов: конкретной
образовательной задачи, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, вида
осуществляемой деятельности, реализуемой темы и логики её представления,
применяемой методики и (или) технологии, наличия определённых условий и др.
Совокупность факторов может учесть только педагог и соответственно сделать в каждой
конкретной ситуации свой, субъективный выбор.
Особого внимания в целях реализации Программы заслуживает классификация
методов по характеру деятельности взрослых и детей (на основе классификации,
предложенной И.Я.Лернером, М.Н. Скаткиным): информационно-рецептивные, репродуктивные,
проблемного изложения, эвристические, исследовательские.
Название метода и его Особенности деятельности Особенности
деятельности
краткая характеристика
взрослого
ребёнка
Информационно-рецептивный Предъявление
метод
— экономный путь информации, организация
передачи информации
действий
ребёнка
с
объектом изучения

Восприятие образовательного
материала,
осознание,
запоминание

10

Примеры применения: Распознающее наблюдение (формирование представлений о
свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и др.),
рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, рассказы педагога или детей.
Репродуктивный метод основан
на многократном повторении
ребёнком информации или
способа деятельности

Создание условий для
воспроизведения
представлений и способов
деятельности, руководство
их выполнением

Актуализация представлений,
воспроизведение
знаний
и
способов действий по образцам,
запоминание

Примеры применения: Упражнения (без повторения!) на основе образца педагога, беседа
(с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с
опорой на предметную или предметно-схематическую модель.
Проблемный метод (метод
проблемного изложения) –
педагог ставит проблему и
показывает путь её решения

Постановка проблемы и
раскрытие
пути
её
решения
в
процессе
организации опытов и др.

Восприятие образовательного
материала,
осознание
представлений и проблемы,
мысленное
прогнозирование
способов
решения,
запоминание

Примеры применения: Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее
наблюдение (идёт применение знаний на основе воображения).
Эвристический
метод
(частично-поисковый)
–
проблемная задача делится
на части – проблемы, в
решении
которых
принимают
участие
дети
(применение представлений
в новых условиях)

Постановка
проблем,
предъявление заданий для
выполнения
отдельных
этапов решения проблем,
планирование
шагов
решения,
руководство
деятельностью детей

Восприятие
и
осмысление
задания,
актуализация
представлений,
самостоятельное решение части
задачи, запоминание

Примеры применения: Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного
способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация
является продуктом деятельности, моделирование.
Исследовательский
метод
направлен
на
развитие
творческой деятельности, на
освоение способов решения
проблем

Составление
Восприятие
проблемы,
и предъявление проблемных составление плана её решения
ситуаций, ситуаций для (совместно с воспитателем),
экспериментирования
и поиск способов, контроль и
опытов
самоконтроль

11

Примеры применения: Творческие задания.
Средства реализации Программы
Для всестороннего развития детей в группе создана развивающая предметнопространственная среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Особое место
занимают в ней средства реализации Программы - совокупность материальных и
идеальных объектов.
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную
основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности
детей:
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в
том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и
образно-символический материал, в том числе макеты, модели, картины и др.);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и
конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и
бросовый материал).

12

2.2. Учебный план
Учебный год по платным дополнительным образовательным услугам начинается
01 сентября и заканчивается 31мая
Учебный план рассчитан на 36 недель (в режиме 5-дневной рабочей недели)
младшая
средняя
старшая
подготовитель- кол-во
учебных
группа
группа
группа
ная группа
часов по
услуге
Наименование
Количество занятий по группам*
образовательной
год
нед
год
нед
год
нед
год
нед год
нед
услуги
Студия умелых
2
72
2
72
2
72
2
72
8
252
ручек «Веселые
ладошки»
*Продолжительность 1 занятия; в неделю: младшая
группа – 15 мин.; в неделю – 30 мин. средняя группа –
20 мин.; в неделю – 40 мин. старшая группа – 25 мин.; в
неделю – 50 мин. подготовительная группа – 30 мин; в
неделю – 60 мин.
2.3. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план первого и второго года обучения (3-5 лет)
№
1
2
3

Техника
Работа с бумагой и картоном.
Работа с природным и бросовым материалом
Лепка. Работа с пластилином. Лепка из соленого теста.
Общее количество часов в год:

Количество часов
30
22
20
72

Учебно-тематический план третьего года обучения (5-6 лет)
№
1
2
3

Техника
Работа с бумагой и картоном.
Работа с природным и бросовым материалом
Работа с пластилином. Лепка из соленого теста.
Общее количество часов в год:

Количество часов
34
20
18
72

Учебно-тематический план четвертого года обучения (6-7 лет)
№
Техника
1 Работа с бумагой и картоном
2 Работа с природным и бросовым материалом
3 Работа с пластилином. Лепка из соленого теста.
Общее кол-во часов в год:

Количество часов
32
18
22

72

13

Развернутый учебно-тематический план первого и второго года обучения (3-5 лет)
Месяц

Тема

Техника

сентябрь
сентябрь

сентябрь

«Созрели яблочки в саду».
«Серьги для уголка
ряженья».
«Грибочки в лукошке ». (
коллективная работа).
«Рыбка»

октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

«Дом для Фили».
«Бусы»
«Грибок».
«Браслеты»

ноябрь

«Тележка»

ноябрь
ноябрь

«Украсим ведро»
«Аптечка доктора Айболита»

ноябрь

«Змейка»

декабрь

«Санки»

декабрь

«Усы для кота-неумейки»

декабрь

«Елочка»
(коллективная работа)
«Снеговик»
«Кукла-неваляшка».
«Снежинка»

Пластилинография.
Работа с бумагой
«Волшебные полоски».
Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».
Аппликация из природного
материала (листьев).
Аппликация.
Техника работы смятой бумагой.
Пластилинография.
Работа с бумагой «Волшебные
полоски».
Конструирование из бросового
материала.
Аппликация
Работа с бумагой «Волшебные
полоски».
Техника работы с мятой
бумагой.
Конструирование из бросового
материала (коробки).
Техника работы с бумагой –
«Волшебные полоски».
Конструирование из природного
материала
Пластилинография.
Аппликация.
Конструирование из бумаги в
технике «Оригами».
Техника работы с мятой
бумагой.
Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».
Техника работы с бумагой
«Волшебные полоски».
Лепка из соленого теста
Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».
Техника работы с мятой
бумагой.
Конструирование из природного
материала.
Техника работы с бумагой
«Волшебные полоски».
Пластилинография.
Аппликация.
Техника работы с бумагой

сентябрь

декабрь
январь
январь
февраль
февраль

«Курица с цыплятами»
(коллективная работа).
«Самолет»

февраль

«Светофор»

февраль
март

«Кораблик»
«Цветок для мамы»

март

«Корзинка с цветами»
(коллективная работа).
« Веточки с листочками».

март
март
апрель
апрель
апрель

«Цветы из снежинок»
(коллективная работа).
«Птичка»
«Красивая чашечка»
«Медвежонок»

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14

апрель

«Домик для гномика»

май

«Репка

май

«Лиса»

май

«Волшебные полоски».
Конструирование из бросового
материала.
Конструирование из бумаги в
технике «Оригами».
Техника работы с мятой
бумагой.
Конструирование из природного
материала.
Аппликация.

2
2
2

«Лебединое озеро»
(коллективная работа).
«Посуда бабушки Федоры». (
коллективная работа)
Итого часов в год

май

2
2
72

Развернутый учебно-тематический план третьего года обучения (5-6лет)
Месяц

Тема

Техника

сентябрь
сентябрь

«Яблоки поспели».
«Грибок».

сентябрь

«Осеннее дерево»

сентябрь

«Лук»

октябрь
октябрь

«Чудо- дерево»
«Осенние листочки»

октябрь
октябрь
ноябрь

«Грибы на поляне»
«Книга»
«Кактус в горшочке»

ноябрь

«Лиса»

ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь

«Лебедь»
«Карандаши»
«Моя мамочка»
«Ёлочные игрушки».

декабрь

«Снежинка»

декабрь
декабрь

«Созвездие козерог»
«Украсим елочку к
празднику»
(коллективная работа)
«Елочка»
«Снегурочка»
«Дед Мороз»
«Рисуем жгутиками из
пластилина»
«Танк»
«Солдатская пилотка»

Пластилинография.
Техника работы с бумагой
«Оригами».
Контурная мозаика из цветной
бумаги – обрывание бумаги.
Аппликация из природного
материала (листьев).
Лепка из соленого теста.
Техника работы с бумагой
«Оригами».
Пластилинография.
Объёмная аппликация.
Конструирование из бросового
материала.
Техника работы с бумагой
«Оригами».
Пластилинография.
Объёмная аппликация.
Аппликация из бумаги.
Конструирование из бросового
материала (крышки от бутылок).
Техника работы с бумагой
«Оригами».
Аппликация из крупы.
Мозаика из цветной бумаги –
обрывание бумаги.

январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Пластилинография.
Лепка из соленого теста.
Лепка из пластилина.
Пластилинография.

2
2
2
2

Объёмная аппликация.
Конструирование из цветной

2
2
15

бумаги в технике «Оригами».
Аппликация из крупы.
Объёмная аппликация.
Конструирование из бросового
материала.
«Нарциссы».
Пластилинография.
«Розочки». (
Конструирование из цветной
коллективная работа).
бумаги в технике «Оригами».
«Гномики»
Мозаика из ватных шариков.
«Собачка»
Контурная мозаика из цветной
бумаги – обрывание бумаги.
«Аквариум» (
Конструирование из бросового
коллективная работа)
материала.
«Рамка»
Объёмная аппликация.
«Горшком с цветком»
Объёмная аппликация.
«Голубь»
Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».
«Птицы»
Мозаика из ватных шариков.
«Паучки на паутине»
Конструирование из бросового
( коллективная работа)
материала.
Итого занятий в год

февраль
март
март

«Пароход»
«Цветок»
«Червячок в яблоке»

март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
май

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72

Развернутый учебно-тематический план третьего года обучения (6-7 лет)
Месяц

Тема

сентябрь

«Чайка»

сентябрь
сентябрь

«Астры»
«Веночек»

сентябрь

«Осеннее дерево»

октябрь
октябрь

«Морковь»
«Лебедь»

октябрь

«Узоры на песке»

октябрь
ноябрь

«Ваза»
«Ворона»

ноябрь
ноябрь
ноябрь

«Домовенок»
«Зонтик»
«Сказочные герои»

ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь

«Подарок мамочке»
«Зимний лес»
«Елочка с игрушками»
«Еловая веточка»

декабрь

«Дед мороз и снегурочка»

Техника
Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».
Пластилинография.
Конструирование из природного
материала ( из листьев).
Конструирование из бросового
материала.
Объёмная аппликация.
Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».
Мозаика из природного
материала на песке.
Объёмная аппликация.
Конструирование из цветной
бумаги в техники «Оригами».
Лепка из соленого теста.
Объёмная аппликация.
Конструирование из природного
материала.
Работа с бросовым материалом.
Аппликация из крупы.
Объемная аппликация.
Конструирование из цветной
бумаги в техники «Оригами».
Пластилинография

Количество
часов 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
16

январь

«Синицы»

Конструирование из цветной
бумаги в техники «Оригами».

2

январь

«Декоративная подставка для
карандашей»

Конструирование из бросового
материала.

2

январь

Замок Деда Мороза

Конструирование из бумаги,
аппликация.

2

февраль.

«Бумажные человечки».

Поделки из бумажных
цилиндров.

2

февраль

«Белка»

Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».

2

февраль

«Сердечки»

Лепка из соленого теста.

2

февраль

«Самолет»

Объёмная аппликация.

2

март

«Букет нарциссов»

Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».

2

март

«Дерево»

Объёмная аппликация.

2

март

«Бабочка».

Лепка из соленого теста.

2

март

«Фиалки»

Пластилинография.

2

апрель

«Цапля»

Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».

2

апрель

«Игрушка из обрезков
ниток».

Конструирование из бросового
материала.

2

апрель

«Пчелка»

Объёмная аппликация.

2

апрель

«Украшения»

Лепка из соленого теста

2

май

«Гвоздики»

Конструирование из цветной
бумаги в технике «Оригами».

2

май

«Открытка»

Объемная аппликация.

2

май

«Стрекоза»

Конструирование из бросового
материала.

2

май

«Мак»

Пластилинография.

2

Итого занятий в год

72

17

2.4. Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с пунктом 9 статьи 2,
пунктом 10 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Продолжительность
учебного года

с 01сентября по 31мая
учебная неделя 5 дней
(выходные дни – суббота, воскресение)
36 учебные недели в год, исключая праздничные дни,
объявленные Правительством Российской Федерации
выходными (конкретные даты устанавливаются ежегодно):
День народного единства;
Новогодние каникулы, Рождество;
День Защитника Отечества;
Международный женский день;
Праздник Весны и Труда;
День Победы.

Максимальное количество Продолжительность
и продолжительность
одного занятия, мин.
платных
образовательных услуг в
течение дня, в неделю по
возрастным группам

Кол-во
занятий на
одного
ребенка в
неделю

Объем нагрузки в
неделю на одного
ребенка, не более

младшая группа

15

2

30 мин

средняя группа

20

2

40 мин

старшая группа
подготовительная к
школе группа

25
30

2
2

50 мин
60 мин

Минимальный перерыв
между разными видами
организованной
образовательной
деятельности

10 мин.

Открытые мероприятия по платным образовательным услугам для родителей
проводятся два раза в год (декабрь, апрель)

18

2.5. Рабочая программа «Студии умелых ручек «Веселые ладошки»
Реализация Программы позволяет развивать у детей моторику, координацию,
усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить порученное дело до конца.
Формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика руки - важный
показатель физического и нервно-психического развития.
При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных
задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными,
слуховыми, обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и
представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем
скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления - наглядно-образному и будет оперировать уже не предметами, а их образами.
Технология, направленная на развитие ручной умелости, выполняет свою
важнейшую психологическую функцию: «работает» на формирование у ребенка базовой,
глубинной убежденности в своей компетентности, поскольку результат его труда
вызывает у окружающих положительные эмоции, одобрение и похвалу без всяких
натяжек.
Работа Студии умелых ручек «Веселые ладошки» содержит задания различных
видов с различными материалами.
Выделяются три раздела:
1. Работа с бумагой и картоном.
2. Работа с природным и бросовым материалом.
3. Работа с пластилином и соленым тестом.
Содержание занятий студии по каждому разделу составлено с учётом возрастных
особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское
творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения
планомерный и систематический.
На занятиях Студии «Веселые ладошки», осуществляется индивидуальный подход,
построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и
навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание
Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески
активной личности ребёнка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих
задач:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей
осуществлять на практике различные идеи данной Программы.
2. Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки
разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком,
позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия,
совместного творчества взрослого и ребёнка.
5. Вариативность творческих способностей.
Основным условием реализации программы Студии умелых ручек «Веселые
ладошки» является творческое отношение к работе самого педагога.
Воображение, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые
достижения в творчестве – главное руководство в работе Студии.
Программа
Студии охватывает дошкольный
возраст (с младшей по
подготовительную, а также может быть использована для детей разного возраста например: младшая - средняя группа, средняя - старшая группа, старшая -подготовительная
группа). В разновозрастных группах, педагог на занятиях студии ставит перед детьми
разного возраста определённые задачи и старается достичь результата.
19

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с бумагой и картоном
1. Работа в технике «Оригами». Складывание фигурок благотворно действует на
развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления,
творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости,
аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими
детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при
изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой
(иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя
основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и
при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи
обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается
познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели,
ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с
выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата
(прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура
преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения
об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их
сходства и различия.
2. Бумагопластика и художественное макетирование комнатных растений. Работа
строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами:
складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное,
многослойное вырезывание, склеивание и т.д. Восприятие красоты природных форм через
практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к
окружающему миру, развитию эмоционально - чувственной сферы, художественно образного мышления, реализации их творческих возможностей.
3. Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно
лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для
креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации
отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета
на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры
и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные
композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие,
выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение. На занятиях дети смогут
изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и
бумагопластики.

20

Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к
творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования,
знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению
с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую
моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из
предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при
их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети
знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и
умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий,
использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и
этот этап работы педагог берёт на себя. При работе с бросовым материалом учитывается
возрастные особенности детей.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к
художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно
отображаю, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что
позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить
детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок,
форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это
способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит
овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность
(природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной
жизни, сказок, фильмов т. п.
Пластилинография.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением
более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие
приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт
предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте:
выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание,
оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания
одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и
воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность
ребёнка.
Индивидуальная работа с детьми.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский
сад. В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и
эстетической деятельности. Основными источниками эстетического содержания является
игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного
театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и
развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними
переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и
содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа в детском саду, тем ярче и
интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.

21

В условиях детского сада руководитель студии умелых ручек, устанавливает
контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и
возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему
коллектива, должен знать, что его труд - это частица большого интересного дела, которое
приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от
педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того
или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь тактично помогать
сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
Работа с родителями (законными представителями).
В семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным
моментом художественного развития детей является условия, при которых задаётся общее
направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это
благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным
проявлениям ребёнка, как бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя Студии
«Веселые ладошки» с родителями показывают, что во многих семьях взрослые
увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям
педагог может предложить участвовать в творческих тематических выставках,
организуемых в детском саду.
Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более
активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми
занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре
материалов. Рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и
приглашать на них соседей или знакомых (тоже с детьми).
Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и
обсуждается заранее. В обсуждении должен принять участие каждый член коллектива.
Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски, шапочки для
выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника праздника. Эта работа
может быть сделана детьми заранее, когда у них есть время продумать сюжет, выбрать
соответствующий материал, качественно выполнить изделие. Совместными усилиями
составляется программа действий, распределяется объём работ на каждого участника
праздника.
Задачи работы руководителя Студии умелых ручек «Веселые ладошки» по
взаимодействию с родителями:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и
конструктивных способностей;
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Занятия
Задачи
Материал
Работа с
природным
материалом

- Учить детей делать поделки из разных
природных материалов: (листья, кора деревьев,
веточки, ягоды, шишки, семечки).
- Обогащать знания о разнообразии природного
материала и его использовании в поделках.
- Способствовать развитию умения планировать
предстоящую работу, развивать инициативу,
фантазию, творчество.
- Способствовать коллективной деятельности,

Засушенные
листья, семечки
подсолнечника,
шишки, плоды
ясеня, веточки
деревьев и др.

22

речевому и игровому общению детей.
Работа с бумагой

- Учить детей правильно пользоваться
ножницами, работать с шаблонами.
- Закрепить умение самостоятельно складывать и
вырезать из бумаги сложенной гармошкой,
срезать ненужные части, делать надрезы,
склеивать, оформлять поделку.

Полоски цветной
бумаги, листы
бархатной бумаги,
ножницы, клей,
картон и др.

Работа с фольгой,
фантиками

- Закрепить у детей умение выполнять работу из
фантиков, фольги.
- Формировать умение делать объемные игрушки
из фантиков.
- Закреплять свойства материалов. Использовать
в работе полученные ранее знания.

Цветная фольга,
фантики от
конфет, клей,
ножницы, стеки
др.

Работа с соленым
тестом

- Познакомить детей с новым материалом для
изготовления поделок – соленое тесто, его
характерными особенностями (мягкое,
эластичное, прочное при тепловой обработке).
- Развивать фантазию, воображение, желание
самостоятельно вылепить поделку, опираясь на
умения полученные ранее.

Прочный картон,
шаблоны, мука,
соль, вода,
цветные краски,
кисти и др.

Работа с тканью,
нитками

- Закрепить представления о различных видах
тканей, их свойствах.
- Учить разрезать ткань, вырезать из нее
элементы, составлять аппликацию, аккуратно
наклеивать на ткань.
- Развивать интерес к работе, желание выполнять
работу до конца и порадоваться вместе со всеми
детьми за достигнутые успехи.

Ткань, нитки,
ножницы, клей и
др.

Работа со
скорлупой яиц

- Научить детей работать с хрупким материалом
(скорлупой яиц).
- Развивать эстетический вкус, умение проявлять
самостоятельность и творческие способности в
выборе цветовой гаммы.

Белая бумага,
краски, кисти,
скорлупки яиц,
горох, шаблон
рамочки и др.

Работа с
гофрированной
бумагой

- Закреплять у детей умение работать с
разнообразным материалом, изготавливать
поделки, радоваться результатам своего труда.
- Развивать инициативу, фантазию, творчество,
дружеские взаимоотношения.

Гофрированная
цветная бумага,
ножницы, клей
ПВА и др.

2.6. Оценочные материалы
На
промежуточном
и
конечном
этапах
обучения
оценка
результатов
осуществляется в форме игры, конкурсов и наблюдения. К концу курса дети будут: - иметь
представление о разнообразии и красоте окружающего мира;

23

- иметь представление о способах применения различных предметов в творческой
деятельности;
- иметь представление о значении творчества;
- знать о том, что добрые поступки делают человека лучше.
- будут уметь выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов,
рисунков, поделок;
- будут уметь творить красоту.
Оценки результатов I-год года обучения:
1. Игра «Азбука творчества».
2. Творческие игры на воображение и фантазию.
3. Открытое занятие для родителей.
Оценка результатов II-год года обучения:
1. Беседа «Творчество, и мы».
2. Практический тест на ориентировку в пространстве листа бумаги.
3. Игра «В поисках творчества».
4. Открытое занятие для родителей.
Оценка результатов III-год года
обучения.
1. Творческие игры на воображение и фантазию.
2. Практический тест на ориентировку в пространстве листа бумаги.
3. Игра «В поисках творчества».
4. Импровизированное творчество на заданную тему.
5. Открытое занятие для родителей.
Оценка результатов IV-го года обучения.
1. Беседа «История творчества».
2. Импровизированное творчество на заданную тему.
3. Игра «В поисках творчества».
4. Творческие игры на воображение и фантазию.
5. Открытое занятие для родителей.
Представление результатов деятельности:
• демонстрация результатов деятельности на выставках детского творчества; .
оформление групп, музыкального зала работами детей;
• подарки взрослым, сделанные своими руками.

24

III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
1. Оборудование:
- столы – 2 шт.;
- стулья – 10 шт.;
- мольберт для демонстрации плоскостного материала;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения
конструкторско-технологических
задач
(см.ниже
список
«Инструменты
и
приспособления);
- материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным
содержанием (см.ниже список «Используемые материалы).
Используемые материалы:
Акварельные краски 18 цветов – 10 шт.;
Бумага А4 250 листов – 2 шт.;
Гуашь 6 цветов – 10 шт.;
Стакан «непроливайка» - 10 шт.;
Цветная бумага 8 цветов – 10 шт.;
Пластилин 12 цветов – 10 шт.;
Клей-карандаш – 10 шт.;
Цветной картон – 10 шт.;
Картон цветной гофрированный – 5 шт.
Инструменты и приспособления:
Кисти (разные) – 20 шт.;
Трафареты – 10 шт.;
Ножницы – 10 шт.;
Палитра – 10 шт.;
Стеки для лепки – 10шт.
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Веселый мир прищепок. Трауди Пренн. – г. Челябинск, ООО «Издательство
«Аркаим», 2006.
2. Времена года: ОСЕНЬ. Иллюстративно-демонстрационный материал для
образовательной деятельности с детьми 5-7 лет.
3. Времена года: ЗИМА. Иллюстративно-демонстрационный материал для
образовательной деятельности с детьми 5-7 лет.
4. Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / А.В. Белошистая, О.Г.
Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.
5. Волшебная филигрань: Пособие для занятий с детьми / Л.В. Табунидзе – М.:
АРКТИ, 2008.
6. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / А.В. Белошистая, О.Г.
Жукова. – М.: АРКТИ, 2007.
7. Давыдова Г.Н. Подарки к праздникам. – М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2012.
8. Далидович А. Секреты аппликации: Шаг за шагом. – М.: ЭКСМО, 2014.
9. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
10. Демонстрационные материалы: Картины русских художников. Репродукции и
описания. Алексей Саврасов и Исаак Левитан.
25

11. Демонстрационные материалы: Картины русских художников. Репродукции и
описания. Виктор Васнецов и Иван Билибин.
12. Демонстрационный альбом. Сюжетное рисование. 4-5 лет.
13. Демонстрационный альбом. Предметное рисование. 4-5 лет.
14. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
15. Изобразительная
деятельность:
рисование,
аппликация,
лепка.
16
дидактических карт. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной
деятельности. Автор-составитель: И.С. Батова. Для детей 6-7 лет.
16. Изобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка. ВЕСНА. 32
дидактические карты. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной
деятельности. Автор-составитель: И.С. Батова. Для детей 5-6 лет.
17. Изобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка. ЗИМА. 32
дидактические карты. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной
деятельности. Автор-составитель: И.С. Батова. Для детей 5-6 лет.
18. Искусство – детям. Волшебный пластилин. Методические рекомендации О.
Морозова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
19. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016.
20. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Сценарии занятий. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
21. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.
22. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Сценарии занятий. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
23. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
24. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015.
25. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и плстилина / Е.Г. Лебедева. – 2-е
изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
26. Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка / Художники В.Х. Янаев, В.Н.
Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
27. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная
к школе группа: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир»,
2015.
28. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа:
учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
29. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа:
учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
30. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая
группа: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.
31. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа:
учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
32. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа:
учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
33. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа.
– М. Издательский дом «Цветной мир», 2011.
34. Лыкова И.А. Подарки от Курочки Рябы. – М.: ООО Издательский дом
«КАРАПУЗ», 2012.
35. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста. – г. Кострома, ООО
Издательский дом «Цветной мир», 2012.
26

36. Лыкова И.А. По морям, по волнам! Аппликация из цветной бумаги. - г.
Волгоград, ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
37. Лыкова И.А. Листик, листик – это я! Коллаж из природного материала. – г.
Кострома, ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011.
38. Лыкова И.А. …И бумажный попугай! Аппликация из цветной бумаги. - г.
Волгоград, ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
39. Лыкова И.А. Жил на поляне розовый слон. Аппликация из цветной бумаги. – г.
Кострома, ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012.
40. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. – г. Кострома, ООО
Издательский дом «Цветной мир», 2012.
41. Лыкова И.А. На лесной опушке! Детское творчество. - г. Волгоград, ООО
Издательский дом «Цветной мир», 2012.
42. Лыкова И.А. Лепим сказку. Азбука лепки. – М.: ООО «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2007.
43. Лыкова И.А. Лепка из пластилина. Космос. Наглядно-методическое пособие. М.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
44. Лыкова И.А. Аппликация из бумаги. Насекомые. Наглядно-методическое
пособие. - М.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
45. Малышеева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группы /
Художники Н.И. Витковская, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К:
Академия Холдинг, 2001.
46. Мамаева О.А. Мастерим с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
47. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для
родителей и педагогов. / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия
развития», 1998.
48. Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» для детей 4-7 лет. Пейзаж. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
49. Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» для детей 5-9 лет. Сказка в
русской живописи. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
50. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие: худож. труд в дет. саду и семье: пособие
для педагогов и родителей / Л.В. Пантелеева. – М.: Просвещение, 2005.
51. Пейзаж в русской живописи. Коллекция картин.
52. Поделки для маленьких пальчиков. Динозаврики. Фиона Уотт. – М.: «Эксмо»,
2009.
53. Салагаева Л.М. Объемные картинки: Учебно-методическое пособие для
дошкольников. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2010.
54. Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги. – М.: «Махаон»; СПб.: «Валери
СПД», 1999.
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Задача педагога дополнительного образования МБДОУ состоит в умении
моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила
ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания
мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурнокоммуникативные потребности в свободном выборе.
Особенности развития ребёнка-дошкольника делают средством его образования
окружающий предметный мир. Предметно-пространственная развивающая среда в
МБДОУ включает всё, что доступно восприятию ребёнка и использованию им в
практической деятельности. Среда наполнена содержанием достижений в знаниях,
открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать багаж для
следующей ступени развития; тем содержанием, которое для некоторых детей ещё
остаётся загадкой и временно недостижимо.
27

Среда, в которой развивается ребёнок, обеспечивает личностно-ориентированное
воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок
эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное
отношение к
окружающему, реализуя себя как личность.
При создании развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ
руководствовались следующими принципами:
- полифункциональности: предметная развивающая среда открывает перед детьми
множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса и в
этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью
предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по
ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от
монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным
пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам,
материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по
обеспечению надежности и безопасности.
Предметно-пространственная среда, организуемая в МБДОУ, выполняет
образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную,
коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В группах МБДОУ созданы центры «Умелых ручек», что помогает в полном
объеме реализовывать Дополнительную общеразвивающую программу художественноэстетической направленности «Студии умелых ручек «Веселые ладошки».

28

Пример образовательной деятельности

Приложение.

Конспект занятия Студии умелых ручек «Веселые ладошки»
Вводное занятие
Цель: формирование художественной культуры как составной части материальной
и
духовной
культуры, развитие
художественно-творческой
активности, овладение
образным языком декоративно - прикладного искусства. Задачи: Образовательные:
- способствовать формированию представления детей о работе студии;
- познакомить с видами ручных работ;
- обобщить и расширить представления детей о рукоделии;
- познакомить с техникой безопасности на занятиях при работе с инструментами.
Развивающие:
- развитие интереса к ручному труду
- развитие творческого мышления;
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при
выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность,
аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Методическое оснащение:
1.
Образцы объектов труда
2.
фонограмма с записью музыки.
Оборудование и инструменты: шаблоны, ножницы, карандаши, клей, природный
материал, кусочки ткани.
Используемые приемы, методы, технологии обучения: рассказ; демонстрация
готовых работ; беседа с объяснением нового материала; самостоятельная работа.
Методы обучения: Беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов.
Тип занятия: изучение нового материала (вводное занятие).
Форма занятия: творческая мастерская (фронтальная, индивидуальная, работа в
малых группах).
Прогнозируемый результат: заинтересованность детей в посещении студии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.
Организационный момент. Настрой детей.
Педагог: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марья Ивановна. Я сегодня проведу у
вас занятие Студии «Веселые ладошки».
Я рада вас приветствовать в нашей студии.
Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот осенний денек!
Ребята, я хочу вас ознакомить с работой студии, т. е. с тем, чем можно заниматься на
занятиях этого кружка и о чем этот кружок.
2. Введение в тему.
- А корни кружка уходят глубоко в древнюю историю человечества. Все что
пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Народное
творчество зародилось очень и очень давно. Случилось это, скорее всего, когда первый
мыслящий человекопредок с поэтическим именем Петя Кантроп, завалив мамонта
каменной дубиной, выразительно произнёс с некоторым кайнозойским акцентом: «Петя
Кантроп мамонта хлоп!» Это и было началом. Вместе с развитием человечества
развивалось и народное творчество. В неком году очередного столетия (ещё при
царствовании царя Гороха) стали появляться русские народные сказки. А чтобы при
рассказывании детям сказки получались интересные, древний человек сначала рисовал

29

героев сказок на камне в пещере, затем вылепливал из глины, вырезал из дерева, шил из
кожи зверей, а затем из ткани. Так появилось рукоделие.
- А что такое рукоделие? (ответы детей: Рукоделие – это то, что можно делать
самим из бумаги, из ткани, из природного материала).
- Правильно. Рукоделие – это вид деятельности человека, по-другому занятость.
Также можно сказать, что рукоделие – это увлечение, творчество своими руками или подругому хобби. Каждый из вас когда-нибудь да что-то делал своими руками. Например,
рисовал природу за окном. И пусть ты не умеешь рисовать, но ты передал своим трудом
то, что видишь, как ты понимаешь красоту этого мира. Через свои работы мы передаем
всю любовь, красоту и доброту.
- Скажите, ведь приятнее дарить подарки, сделанные своими руками, чем те, что ты
купил в магазине. Так что на занятиях Студии «Креатив-творение» мы будем
изготавливать различные поделки своими руками. А уже свою работу вы можете подарить
любимому человеку на какой-нибудь праздник или просто так, что бы сделать приятное.
- А сейчас я покажу, какие поделки можно изготавливать на занятиях кружка,
какие поделки делают ребята, которые уже посещают этот кружок.
3. Студия умелых ручек «Веселые ладошки». Показ работ детей.
4. Практическое задание. Работа в группах. А сейчас, ребята, вы побудете в роли
русских мастеров. Работать будете в группах.
Каждая группа изготовит свою поделку.
- Умеете работать в группах? А как нужно работать в группах? Давайте вспомним
правила работы в группах.
Правила работы в группах: Выбираем командира группы. Работаем сообща,
дружно.
- Сейчас, каждая группа посовещавшись, выберет своего командира (дети
выбирают). Готовы? (ответы) Тогда смело приступаем к работе.
Командиры групп выходят и выбирают образец поделки, которую будут
изготавливать (выбор).
- А что еще нужно для вашей работы? (ответы) Верно. Весь материал вы выбираете
на следующем столе в соответствии с вашим образцом. Можете пофантазировать,
добавить в изготавливаемый предмет что-то своё.
5. Физкультминутка.
(На мотив песни «Вместе весело шагать по просторам»).
Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам,
И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором.
Раз присели, два присели, отдохнули,
Раз привстали, два привстали, потянулись.
Раз направо, два налево повернулись
И друг, другу добродушно улыбнулись.
6. Практическая работа (звучит спокойная музыка).
- Каждая группа приступает к выполнению поставленной задачи. Работаем дружно.
7. Выставка работ детей.
8. Подведение итогов.
- Посмотрите, какие замечательные поделки у вас получились. Сегодня вы увидели,
как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли русских мастеров и у вас это
получилось. Каждая группа справилась с заданием и справилась очень хорошо. Но в мире
так много того, чему можно ещё научиться, а этому могут научить занятия в студии
«Веселые ладошк». Вот и подошло к концу наше занятие. Спасибо всем за занятие, за
общение. Я желаю вам успехов. Кто получил удовольствие, изготавливая поделку своими
руками? Почему?

30

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».