Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 342
620146, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 216 А, тел.:(343) 267-25-00
e-mail: det-sad342@yandex.ru
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 3 от 04.04.2023г
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ – детский
компенсирующего вида № 342
________________А.И.Саушкина
Приказ № 21 - ОД от 05.04.2023
сад
Отчет по результатам самообследования
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 342 за 2022 год
Екатеринбург, 2023
1
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
…………………………………………………2
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МБОУ ……………………………………………......3
1.1. Общая информация ………………………………………………………………3
1.2. Система управления организацией ………………………………………………4
1.3. Состав воспитанников …………………………………………………………….5
2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ………………....... 7
2.1 Индивидуальные особенности контингента детей с ограниченными
возможностями здоровья, воспитывающихся в образовательной организации …..9
2.2.
Цели и задачи коррекционного обучения……………………………………10
2.3.
Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса …….12
2.4. Развивающая предметно-пространственная среда …………………………13
3. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБДОУДЕТСКИЙ
САД
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 342 ………………………………………..15
3.1. Мониторинг достижений детьми промежуточных результатов усвоения
ООП ДО (%) …………………………………………………………………………..15
3.2. Мониторинг достижений детьми промежуточных результатов усвоения
АООП ДО (%) …………………………………………………………………16
4. АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ …………………………………………………..16
5. ФОРМИРОВАНИЕ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В МБДОУ
……………………………………………………………………………………...18
6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ………..21
7. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ МБДОУ ……………….25
8. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ……………………………………………….27
9. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ……...29
10. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ……………………………………..30
11. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………………………………..31
2
Аналитическая часть
Самообследование
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения - детского сада компенсирующего вида № 342
проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка
проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 462,
Постановления Правительства РФ от 05 августа 2013 года № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования», на основании от 29.08.2016г.
«Положения о порядке внутреннего мониторинга и качества образования МБОУ –
детский сад компенсирующего вида №342, реализующего основную и
адаптивную общеобразовательную программу дошкольного учреждения».
Цель самообследования – обеспечение доступности и открытости
информации о деятельности МБОУ – детский сад компенсирующего вида №342
(далее-МБОУ).
Общие сведения о МБДОУ- детский сад компенсирующего вида №
342
1.1. Общая информация
Наименование ДОУ
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
( по Уставу)
образовательное
учреждение
детский
сад
компенсирующего вида № 342
Сокращенное
МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 342
наименование
Тип
Дошкольное образовательное учреждение
Вид
Детский сад компенсирующего вида
Свидетельство о
66 АД 933074
государственной
Дата выдачи 13.07.2011.
регистрации
Срок действия - бессрочно
Лицензия на
Регистрационный № 13366 от 28.02.2011.
образовательную
Срок действия Лицензии – бессрочно.
деятельность
Учредитель
Департамент образования Администрации города
Екатеринбурга. 620014, пр. Ленина, 24 а.
1.
Организация
и Управление образования Ленинского района города
координация
Екатеринбурга.
деятельности МБДОУ
Местонахождение: 620014 г. Екатеринбург, ул.
Воеводина 4.
Заведующий
Саушкина Анастасия Игоревна
Местонахождение
620146, г. Екатеринбург, ул. Московская, 216А
Транспорт
Автобус
№
46,
42,50,54,37,
–
остановка
«Волгоградская»
Автобус № 43, 52, 59, – остановка «Амундсена»
Троллейбус № 11, 14 – остановка «Волгоградская»,
«Амундсена»
Режим работы
МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 342
работает в режиме пятидневной рабочей недели,
3
с 07.30 до 18.00, за исключением выходных и
праздничных дней
Адрес электронной
mdou342@eduekb.ru,
почты, сайт ДОУ
mbdou342.tvoysadik.ru
Телефон, факс
8(343)267-25-00
Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение.
Тип: дошкольная образовательная организация.
Вид: детский сад.
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 342 функционирует с
1987 года. Отдельно стоящее двухэтажное здание 1987 года постройки. Общая
площадь – 9286 кв.м.
Учреждение функционирует в помещении, отвечающем санитарногигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной
безопасности, определённым Министерством образования и науки Российской
Федерации; самостоятельно определяет потребность в материальных ресурсах и
продуктах питания, приобретает их в централизованном порядке и на договорной
основе.
Режим работы учреждения – пятидневная рабочая неделя с 10,5 часовым
пребыванием детей с 7.30 до 18.00, исключая выходные и праздничные дни.
Режим посещения воспитанников МБДОУ может определяться индивидуально (в
пределах режима работы МБДОУ).
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ обеспечивают органы
здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией МБДОУ
несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение
лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических
норм, режим и обеспечение качества питания.
4
1.2.
Система управления организацией
Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с действующим
законодательством РФ.
Деятельность всех вышеперечисленных органов регламентируется Уставом
МБДОУ
и
соответствующими
положениями
https://mbdou342.tvoysadik.ru/sveden/document
1.3.
Состав воспитанников
Количество воспитанников
2022 год
Всего воспитанников
Дети-инвалиды, посещающие МБДОУ
Дети с ограниченными возможностями здоровья
225
21
99
Контингент воспитанников в 2022 году
Возрастная группа
возраст детей
Группа раннего возраста (с 2 до
3 лет) общеразвивающей
направленности
Младшая группа (с 3 до 4 лет)
№ 3 общеразвивающей
Количество Количество
групп
детей
в МБДОУ
1
27
1
34
Кол-во
мальчиков
Кол-во
девочек
13
14
19
15
5
направленности,
№ 5 компенсирующей
направленности
Средняя группа (с 4 до 5 лет)
№ 7 общеразвивающей
направленности,
№ 8 компенсирующей
направленности
Старшая группа (с 5 до 6 лет)
№ 2 общеразвивающей
направленности,
№ 4 компенсирующей
направленности
№ 10 Старшая подготовительная к школе
группа (с 5 до 7 лет)
компенсирующей
направленности
Подготовительная к школе
группа
(6-7 лет)
№ 6 общеразвивающей
направленности,
№ 9 компенсирующей
направленности
Итого:
1
10
4
6
1
30
13
17
1
12
9
3
1
30
16
14
1
29
17
12
1
16
10
6
1
32
16
16
1
32
20
12
10
225
137
115
Социальный статус семей воспитанников
Всего детей
Детей из
Детей из
Многодетных
Опекуны
полных
неполных
семей
семей
семей
Число
%
Число
%
Число
%
Число
%
Число
%
225
100%
175
78%
16
7,1%
33
14,6
1
0,3%
%
Количество и соотношение возрастных групп определяется Учредителем.
В соответствие с имеющимися условиями в МБДОУ принимаются дети в
возрасте от 2 до 7 лет.
Зачисление детей в МБДОУ осуществляется в соответствии с
Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга
от 28.04.2020 № 14/46/36 «О внесении изменений в распоряжение Департамента
образования Администрации города Екатеринбурга» от 22.11.2016 № 2561/46/36
«Об утверждении Положения о порядке учета детей, подлежащих обучению по
программам дошкольного образования в муниципальном образовании «город
Екатеринбург»; Постановление Администрации города Екатеринбурга № 804 от
28.04.2020 "О внесении изменений в Постановление Администрации города
Екатеринбурга от 29.06.2012 № 2807 "Об утверждении Административного
регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка
на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие
основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские
сады)";
Приложением
к
распоряжению
Департамента
образования
6
Администрации города Екатеринбурга от 28.04.2020 № 804 «Положение о
порядке учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам
дошкольного образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 25.06.2020 г. № 320 «О внесение
изменений Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность
по
образовательным программам дошкольного образования, в другие организации,
осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам
соответствующих уровня и направленности», утверждённые Приказом от
28.12.2015 № 1527 Министерства образования и науки РФ; Приказом
Министерства просвещения РФ от 15.05.2020 № 236 (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.09.2020 N 471) «Об утверждении Порядка приема на
обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
Правилами приема обучающихся (воспитанников) в МБДОУ детский
компенсирующего вида № 342, утвержденными приказом № 19/1-ОД от
25.07.2022г.; Положением о порядке перевода, отчисления и восстановления
воспитанников МБДОУ компенсирующего вида № 342, утвержденного приказом
№ 34/1-ОД от 09.11.2021 г.
Зачисление детей в МБДОУ осуществляется при предъявлении
родителями (законными представителями) пакета документов: свидетельство о
рождении ребенка; документ, удостоверяющий личность родителя (законного
представителя); документ для определения льготы, медицинская карта с
прохождением ясельной комиссии.
Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей)
за содержание ребенка в МБДОУ, производится в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Особенности образовательного процесса
МБДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также
присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 8 лет.
Основная цель- формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей, обеспечение равных стартовых
возможностей для обучения детей в общеобразовательной школе.
Консультационно-методическая помощь и поддержка семьи.
Основные задачи:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья
воспитанников;
обеспечение познавательно-исследовательского, речевого, социальнокоммуникативного, художественно-эстетического, физического развития
воспитанников;
воспитание
с
учетом
возрастных
категорий
воспитанников
гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии воспитанников;
7
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития
детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) по вопросам воспитания, обучения, развития детей.
создание образовательного пространства для достижения наиболее полной
социальной адаптации;
ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений у
детей.
МБДОУ реализует Основную образовательную программу дошкольного
образования (далее ООП ДО) в группах общеразвивающей направленности и
Адаптированную
основную
образовательную
программу
дошкольного
образования (далее –АООП ДО) в группах компенсирующей направленности с
приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья https://mbdou342.tvoysadik.ru/sveden/education
Содержание ООП ДО
включает
совокупность
образовательных
областей, что обеспечивает разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным
направлениям
развития:
физическому,
социально-коммуникативному,
познавательному, речевому и художественноэстетическому
Содержание АООП ДО
адаптировано для обучения детей с ОВЗ
с
учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечения коррекции нарушений
развития и социальной адаптации.
Комплектация групп детского сада проводится в соответствии с
несколькими факторами:
1) возраст воспитанника (младший или старший);
2) возможности здоровья;
3) предпочтениями к форме обучения (индивидуальные, подгрупповые,
групповые).
Комплектование групп компенсирующей направленности осуществляется
постоянно действующей городской психолого-медико-педагогической комиссией
(ТПМПК «Радуга»). Группы компенсирующей направленности состоят из
воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями
зрения, интеллекта, тяжелыми нарушение речи.
В МБДОУ организована работа психолого-педагогического консилиума.
Деятельность психолого-педагогического консилиума осуществляется в
соответствии с Положением о психолого-педагогическом консилиуме, целью
которого является принятие решения о наиболее подходящей стратегии
психолого-педагогического сопровождения, так и консультационный центр для
родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей.
https://mbdou342.tvoysadik.ru/?section_id=144
В целях удовлетворения потребности населения в образовательных
услугах в МБДОУ действует консультационный центр для родителей (законных
8
представителей) по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста,
не посещающих дошкольные учреждения. Деятельность консультационного
центра регламентируется Положением о консультационном центре МБДОУ
https://mbdou342.tvoysadik.ru/?section_id=16
Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми
осуществляется на принципах:
целостности (по основным направлениям развития детей: физическое,
познавательно-речевое,
художественно-эстетическое,
социальноличностное);
возрастной адекватности и учета индивидуальных особенностей ребенка;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования;
интеграции образовательных областей;
комплексно-тематического построения образовательной деятельности;
адекватности возрасту форм работы с детьми, основной формой работы с
детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является
игра;
учета гендерной специфики развития детей;
эмоциональной открытости, насыщенности образовательной среды;
взаимодействия с семьей для полноценного развития ребенка;
культуросообразности, учета национальных ценностей и традиций в
образовании детей дошкольного возраста.
Образовательные программы предусматривают решение программных
образовательных задач в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.
Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности является
игра, а также: продуктивный вид деятельности, коммуникативная деятельность,
музыкально-художественная, двигательная, чтение художественной литературы,
трудовая, познавательно-исследовательская.
Обучение и воспитание в МБДОУ ведется на русском языке.
Основными приоритетными направлениями деятельности образовательного
учреждения являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение достижения воспитанниками готовности к школе - равных
стартовых возможностей;
формирование предпосылок к учебной деятельности;
квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
социально-личностное развитие воспитанников, формирование качеств
личности, необходимых для успешной социальной адаптации и дальнейшей
интеграции в общество.
2.1.
Индивидуальные особенности контингента детей с ограниченными
возможностями здоровья, воспитывающихся в образовательной
организации
9
Дети, составляющие контингент детского сада, имеют следующие
психофизические особенности:
трудности установления контакта;
проблемы в познавательной сфере: неустойчивое внимание, быстро
переключаемое или заостреваемое на определенных действиях или
предметах; непринятие и непонимание простых словесных инструкций;
сниженный уровень всех видов памяти; трудности в установлении
причинно-следственных связей; нарушены фонематический слух, лексикограмматические конструкции, связная речь и т.п.;
эмоционально-поведенческие расстройства: аффективные вспышки,
стереотипные реакции, заторможенность;
низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость;
двигательные нарушения: спастичность, контрактуры, атрофия мышц,
некоординированность, не точность движений;
не
сформированы
или
сформированы
недостаточно
навыки
самообслуживания и т.д.
Основные расстройства, составляющие структуру дефекта описываемой
категории детей, таковы:
нарушения опорно-двигательного аппарата;
интеллектуальные нарушения различной степени выраженности (задержка
психического развития, умственная отсталость легкой, умеренной, тяжелой
степени);
речевые патологии (дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, ЗРР);
сенсорные нарушения;
хромосомные заболевания (синдром Дауна, трисомия по 18 хромосоме);
различные формы эпилепсии (синдром Веста);
аутистический спектр поведения;
тяжелые соматические заболевания и др.
2.2.
Цели и задачи коррекционного обучения
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и
предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного
круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению
в общеобразовательной школе.
Цель
создание специальных
условий для получения
образования детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья, в том, числе
механизмы
адаптации
Программы
Задачи
построение системы коррекционно-развивающей работы в
группах компенсирующей направленности для детей с
ограниченными возможностями здоровья в возрасте с 2 до 8
лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех
специалистов дошкольного образовательного учреждения и
родителей (законных представителей) дошкольников.
внедрение эффективных современных педагогических
образовательных технологий, обеспечивающих широкий
выбор оптимальных методов и условий коррекции и
реабилитации детей с ограниченными возможностями
здоровья
создание
единого
образовательного
пространства,
направленного на эффективную комплексную физическую
реабилитацию детей, социальную адаптацию и интеграцию их
в общество
использование новейших методик для оказания комплексной
10
дифференцированной помощи детям, испытывающим
затруднения в различных видах деятельности
расширение сетевого взаимодействия
В условиях специального детского сада общеобразовательные и
коррекционные задачи решаются в комплексе.
В МДОУ разработана и внедрена в практику комплексная программа
оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья «Фитнес для
малышей малыш», основной целью программ является коррекция недостатков в
физическом и психическом развитии воспитанников для дальнейшего
обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в
общеобразовательной школе https://mbdou342.tvoysadik.ru/sveden/education.
Деятельность специального (коррекционного) детского сада организуется
с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и
опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания
принцип
принцип
признания принцип
поддержки
индивидуализации,
учета каждого
ребенка детской
инициативы
и
возможностей,
полноправным участником формирования
особенностей развития и образовательного процесса
познавательных интересов
потребностей
каждого
каждого ребенка;
ребенка
(с
учетом
структуры
двигательного
дефекта)
коррекционногуманистическая
«обходные пути» (Л.С.
компенсирующая
направленность
Выготский)
направленность
образования и воспитания
«педагогический оптимизм» принципы
интеграции принцип конкретности и
(Л.С. Выготский)
усилий специалистов
доступности
учебного
материала,
соответствия
требований,
методов,
приемов
и
условия
образования
индивидуальным
и
возрастным особенностям
детей
принцип систематичности и принцип
постепенности принцип концентрического
взаимосвязи
учебного подачи учебного материала наращивания информации в
материала
каждой из последующих
возрастных групп во всех
пяти
образовательных
областях
11
принцип
педагогической принцип занимательности:
конфиденциальности
учитывая
несформированность
познавательной
деятельности детей, этот
принцип необходим для
вовлечения
их
в
целенаправленную
деятельность,
формирования
желания
выполнять предъявленные
требования и стремления к
достижению
конечного
результата
принцип
динамичности принцип комплексности –
заключается в постоянном это
решение
любой
углублении и расширении педагогической,
целей
по
коррекции, развивающей
и
обучению,
развитию коррекционной задачи с
ребенка,
т.к. учетом взаимодействия всех
необоснованное
факторов:
состояния
дублирование содержания и здоровья,
оказывающего
задач занятий – одна из влияние
на
причин снижения внимания работоспособность,
и
интереса
детей
к сложности
задания,
обучению
времени
проведения
занятия и его формы,
интенсивности
работы.
Игнорирование одного из
этих
факторов
может
привести к отрицательному
результату
принцип полезности тесно
связан с предыдущим и
предусматривает не только
получение положительной
динамики
психофизического развития,
но и практическую пользу:
у
детей
формируются
способы
адаптации
к
реальным условиям жизни
(деятельности, поведения,
общения)
принцип новизны позволяет
опираться
на
непроизвольное внимание,
вызывая
интерес
к
деятельности
путем
постановки
последовательной системы
задач,
максимально
активизируя
познавательную
сферу
дошкольника
принцип интеграции знаний
в единое поле деятельности
способствует адаптации к
дальнейшей
жизни
в
современном обществе
Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса
Для достижения максимальной эффективности при проведении
коррекционно-образовательной работы специалисты и воспитатели учитывают:
информацию о здоровье ребенка;
условия жизни и воспитания в семье;
возраст ребенка на момент поступления в детский сад;
индивидуальные возможности;
2.3.
12
длительность пребывания ребенка в детском саду компенсирующего вида
и др.
В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего
обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса в детском саду
включаются следующие блоки:
диагностико-консультативный;
физкультурно-оздоровительный;
воспитательно-образовательный;
коррекционно-развивающий;
социально-педагогический.
Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи и содержание,
которые реализуются с опорой на основные направления развития ребенкадошкольника: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и
художественно-эстетическое.
Пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении имеет
коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность
специалистов и воспитателей строится на диагностической основе.
Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет
роль
индикатора
результативности
оздоровительного,
коррекционноразвивающего и образовательно-воспитательного воздействия.
При планировании конкретного содержания оздоровительной и
педагогической работы в каждой возрастной группе специалисты и воспитатели
учитывают:
▪ принципы специального обучения и воспитания:
▪ результаты диагностического обследования группы и каждого ребенка с
целью разработки или корректировки планов коррекционно-развивающей и
воспитательно-образовательной работы;
▪ задачи и содержание основных разделов образовательной программы.
▪ Сохраняя общие цели воспитания: укрепление физического здоровья,
обеспечение эмоционального благополучия, интеллектуальное развитие
ребенка, изменение образовательного процесса в детском саду
компенсирующего вида в плане повышения коррекционно-развивающего
эффекта осуществляется по следующим направлениям:
внедрение различных форм сотрудничества с научными учреждениями и
вузами;
установление партнерских отношений в плане «ребенок - ребенок»,
«ребенок - педагог», «педагог - родитель» через совершенствование: форм
личностно-ориентированного общения педагога с детьми, способов и
тактик общения, методик речевого развития воспитанников, речи педагога
как эталона нормированной речи;
изменение формы и содержания образовательной деятельности; переход от
фронтальной формы организации образовательной деятельности к
подгрупповой и индивидуальной;
насыщение жизни детей классической и современной музыкой,
произведениями изобразительного искусства, использование лучших
образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие
ценности, расширяющих кругозор ребенка;
изменение организации предметно-развивающей среды с учетом
компенсаторных возможностей каждого воспитанника, где взаимосвязаны
13
задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной
работы, что является важным реабилитационным и социально-адаптивным
средством воспитания и развития детей со сложными комбинированными
нарушениями в развитии.
Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурнооздоровительной, образовательно-воспитательной и социально-педагогической
деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания
строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития
психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционноразвивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода.
Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и
образовательные потребности каждого ребенка, а с другой – группы в целом.
Образовательная деятельность в группах в течение всего учебного года
основывался на комплексно-тематическом планировании в соответствии с ФГОС
ДО.
2.4. Развивающая предметно-пространственная среда
В 2022 году педагоги особое внимание продолжали уделять созданию
развивающей предметно-пространственной среде, коррекционно-компенсаторной
среды в детском саду компенсирующего вида.
Находясь в условиях общеразвивающей среды, ребенок с проблемами в
развитии может не найти себе применения на общеобразовательных занятиях, в
игровых ситуациях, а в условиях бытовой деятельности испытывает трудности
самообслуживания, что приводит к формированию комплексов неполноценности.
Работа детского сада компенсирующего вида построена таким образом,
чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе всех видов деятельности,
без физических и психических перегрузок, с учетом компенсаторных
возможностей ребенка со сложными комбинированными нарушениями в
развитии.
Коррекционно-компенсаторная среда включает области развития, в
которых ребенку можно помочь путем раннего стимулирования и специально
обучающих занятий.
Слабовидящие дети обладают поразительно развитым осязанием и слухом,
слабослышащие дети обладают более развитым цветовым зрением, у детей с
тяжелыми нарушениями речи преобладают мимика и жесты.
В связи с этим учитывается своеобразие подбора предметной атрибутики,
игрушек, дидактических материалов, оборудования и технических средств,
обусловленное первичным дефектом, степенью его выраженности и характером
вторичных отклонений, и особенностями контакта детей со средой, способами и
возможностями переработки информации, и характером коммуникативных
возможностей и способностей.
Специфика социальных потребностей детей с проблемами в развитии и
задач коррекционной работы обуславливает ее коррекционную направленность,
которая является основным условием успешности социальной адаптации и
реабилитации детей с проблемами развития.
Оборудование и оснащение коррекционно-развивающей среды в нашем
дошкольном учреждении компенсирующего вида не может быть случайным и
ассоциированным со средой общеобразовательного дошкольного учреждения, так
14
как содержательная сторона коррекционно-развивающей среды насыщена
специфическими средствами и способами введения ребенка в социум.
В значительной степени формирование социально-адаптивного поведения
зависит от содержания и форм организации жизнедеятельности ребенка, средств
использования
дидактических
материалов
для
управления
ходом
психофизического развития детей.
Коррекционно-развивающая среда детского сада компенсирующего вида
соответствует как общим нормативным актам проектирования условий
воспитания, так и отвечает на задачи коррекционно-компенсаторной работы,
направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с
проблемами развития.
Исходя из существующих нормативов организации среды и оснащение
соответствующим оборудованием, разработанными Министерствами образования
и здравоохранения РФ, коррекционно-развивающая среда обеспечивает
поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения
ребенка в социум.
Все помещения дошкольного учреждения оснащены комплектами
дидактических и наглядных пособий, необходимых для обучения дошкольников,
подобраны с учетом специфических особенностей ориентации в окружающем
мире (слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, речи, интеллекта и др.).
Комплексный
психолого-педагогический
подход
к
организации
компенсаторной среды нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и
интеграцию детей со сложными комбинированными нарушениями в развитии и
базируется на следующих принципах организации работы:
преобразующее, трансформированное влияние среды на отклонения в
развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов
ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления,
речи, памяти;
превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы
предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии
ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов
взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности
специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;
пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды
обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в
информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство,
подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки,
решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального
тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и
др.);
специальное, акцентированное и/или редуцированное информационное
поле
предметно-развивающей
среды
учитывает
своеобразие
познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику
контактов и способов получения и переработки информации.
3. Результаты деятельности МБДОУ- детский сад компенсирующего вида №
342
15
3.1.
Мониторинг достижений детьми промежуточных результатов
усвоения ООП ДО (%).
Основная задача мониторинга заключается в определении степени освоения
ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса,
организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Мониторинг
освоения образовательной программы проводится педагогами на основе
наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Результаты освоения Программы по образовательным областям (гр. 3, 6, 7)
Уровень
развития
Высокий
Средний
Низкий
познавательное
развитие
речевое
развитие
социальнокоммуникативное
развитие
художественно
-эстетическое
развитие
44%
56%
-
39%
59%
2%
34%
66%
-
27%
73%
-
физическое
развитие
35%
64%
1%
Результаты освоения Программы по образовательным областям (гр.1)
Уровень
развития
Высокий
Средний
Низкий
познавательное
развитие
речевое
развитие
социальнокоммуникативное
развитие
художественно
-эстетическое
развитие
10,6%
87,5%
1,9%
1,9%
87,6%
10,5%
10,6%
78,9%
10,5%
96,2%
3,8%
физическое
развитие
68,4%
31,6%
Результаты показывают преобладание детей с высоким и средним
уровнями развития при прогрессирующей динамике на конец учебного года, что
говорит о результативности образовательной деятельности в ДОУ.
Готовность детей подготовительной группы к школе к школьному обучению (гр. 2)
Уровень
развития
Высокий
Средний
Низкий
познавательное
развитие
речевое
развитие
социальнокоммуникативное
развитие
художественно
-эстетическое
развитие
43%
57%
-
50%
50%
4%
94%
6%
-
47%
53%
-
физическое
развитие
60%
40%
-
Анализ результатов мониторинга интеллектуального развития детей и
готовности их к школе позволяет сделать вывод, что дети на этапе завершения
дошкольного образования имеют достаточно высокие показатели развития
интеллекта.
3.2.
Мониторинг достижений детьми промежуточных результатов
усвоения АООП ДО (%)
Результаты освоения Адаптивной Программы по образовательным областям (гр.
5, 8, 10, 9)
Уровень
познавательное речевое
развития
развитие
развитие
Высокий
Средний
Низкий
18%
44%
38%
19%
32%
49%
социальнохудожественно
коммуникативное -эстетическое
развитие
развитие
31%
23%
25%
48%
44%
29%
физическое
развитие
26%
17%
18%
16
На конец календарного года прослеживается положительная динамика в
усвоении программного материала по всем направлениям образовательной
программы.
Готовность детей подготовительной группы к школе к школьному обучению (гр.4)
Уровень
развития
Высокий
Средний
Низкий
познавательное
развитие
речевое
развитие
социальнокоммуникативное
развитие
художественно
-эстетическое
развитие
7%
93%
-
27%
73%
-
87%
13%
-
13%
87%
-
физическое
развитие
23%
77%
-
Благодаря системной целенаправленной коррекционной работе,
компетентности и профессионализму всего коллектива детского сада
компенсирующего вида отмечается высокий процент детей, готовых к
поступлению в школы.
4. Анализ психолого-педагогического сопровождения воспитанников
МБДОУ
Образовательная и адаптированная Программы, включающие в себя
социально-коммуникативные,
речевые,
познавательные,
художественноэстетические и физические направления развития, в полной мере была освоена
89,6% воспитанников, что на 1,5% больше по сравнению с предыдущим
периодом. Это позволяет говорить о высоком уровне готовности детей к школе в
старших группах.
Данный результат объясняется как высоким уровнем профессиональной
компетентности педагогов, уделяющих внимание индивидуальным особенностям
каждого ребенка, так и качественной организацией предметно-пространственной
и коррекционно-развивающей среды.
Психологическое развитие ребенка рассматривается по следующим
показателям: социально-эмоциональное благополучие; развитие творческих
способностей; интересы и склонности, интеллектуальное развитие.
Анализ сложившейся ситуации показал, что в МБДОУ создаются
достаточно комфортные условия для гармоничного развития ребенка:
проводится сопровождающая работа в период адаптации ребенка к
детскому саду;
создаются условия для полноценного психического развития ребенка;
в группах создаются условия для развития способностей и потенциальных
возможностей детей;
развивающая предметно-пространственная среда создаётся с учётом зоны
ближайшего развития;
каждому ребенку, испытывающему те или иные проблемы, своевременно
оказывается помощь.
Кроме того, своевременно проводится консультативная работа, для детей с
ОВЗ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, по которым
ведется индивидуальное сопровождение как психолога, так и дефектолога.
Особого внимания заслуживает значимость социально-эмоциональных
факторов в развитии детей.
Социально-эмоциональное развитие детей предполагает развитие умения
детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие
переживания,
т.е.
стать
социально-эмоционально
компетентным.
О
17
благоприятном социально-эмоциональном развитии можно говорить на
основании анализа анкетирования родителей 1 раз в год (с каким настроением
ребенок идет в детский сад, с каким настроением возвращается, рассказывает ли о
том, что было в детском саду, какое у него сегодня настроение и т.д.);
Анализ анкетирования родителей за истекший период, показал, что с
каждым годом увеличивается процент родителей, которые отмечают, что дети
идут в детский сад охотно, с большим удовольствием. Да и самим родителям
нравятся изменения, которые происходят в МБДОУ. Но есть небольшой процент
детей, которые в разное время и с разным настроением приходят в детский сад.
Анализ ведения дневников настроения детей так же показывает, что дети идут в
детский сад с большим удовольствием. Этому способствует личностноориентированный подход со стороны педагогов, созданные комфортные условия
в группах и здании МБДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда
организуется так, что все предметы доступны детям и находятся в их поле зрения.
Нужно отметить и то, что МБДОУ компенсирующего вида № 342
осуществляет деятельность по взаимодействию с учреждениями науки и
образования города и района, в том числе с коррекционно-диагностическим
отделением МОУ центр развития ребенка – д/с «Радуга», школой-интернатом
№31, МСОШ №154; детской музыкальной школа имени Архипова. Это не только
дает возможность построить образовательный маршрут, но и обеспечивает
непрерывность образования.
Таким образом, можно говорить о том, что создаются условия пребывания
детей в детском коллективе, которые способствуют психологическому здоровью
детей. Эмоциональное развитие детей можно считать позитивным, стабильным.
Но для проведения объективного анализа необходимо отметить и
существующие на данный момент недостатки:
Например, у части родителей наблюдаются затруднения в организации
деятельности ребенка в период пребывания дома.
В связи с этим, необходимо улучшить обратную связь с родителями
(законными представителями) воспитанников и расширить воспитательные
возможности информационных ресурсов.
5. Формирование и охрана здоровья воспитанников в МБДОУ
Важнейшей характеристикой качества дошкольного образования является
состояние здоровья воспитанников дошкольного учреждения. Для наиболее
эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в
качестве одного из основных приёмов работы персонала используется
мониторинг состояния здоровья воспитанников, что является важным для
своевременного выявления отклонений в их здоровье
МДОУ создает условия для сохранения здоровья детей и мотивации их к
здоровому образу жизни. Медицинское обслуживание детей соответствуют
действующим требованиям СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.2020, осуществляется
медицинской сестрой и врачом-педиатром, закрепленными за МУ «ДГБ №11» г.
Екатеринбурга.
Состояние здоровья детей по группам здоровья
Группа здоровья
2021 год, % 2022 год, %
I группа
II группа
47
31
51
18
III группа
53
IV группа
V группа
Данные по острой заболеваемости за 2022 год
9
9
Количество случаев
Болезни глаз и его придатков
Болезни уха
Болезни органов дыхания: тонзиллит, ОРВИ, фарингит, ковид
Бронхит
Пневмония
Кишечные инфекции
Капельные инфекции
Болезни органов пищеварения
Прочие
Мониторинг уровня здоровья детей
2020 год
2021 год
232
1
9
153
3
2
5
5
3
9
2022 год
Улучшение
71,1 %
72,3%
73%
Стабилизация
28,9 %
32,1%
33,1%
Ухудшения
Анализ здоровья детей показывает, что при поступлении в МДОУ
большинство детей имеют 3 группу здоровья. За период нахождения в детском
саду группа или улучшается, или находится на том же уровне.
Лечебно-профилактические
мероприятия
проводятся
планово,
в
соответствии с графиком и планом прививок, осмотра специалистами. Для
наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических
мероприятий в качестве одного из основных приемов работы персонала
используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников,
анализ заболеваемости, что важно для своевременного выявления отклонений в их
здоровье. Вакцинация детей осуществляется по плану.
С 1994 г. в МДОУ функционируют группы компенсирующей
направленности, которые формируются на основании заключения психологомедико-педагогической комиссии.
В МДОУ разработана и внедрена в практику комплексная программа
оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья «Фитнес для
малышей малыш», основными направлениями которой являются:
Профилактическое
Организационное
1) Обеспечение благоприятного течения 1) Организация здоровьесберегающей
адаптации.
среды в МБДОУ.
2) Выполнение
санитарно- 2) Определение
показателей
гигиенического режима.
физического развития, двигательной
3) Проведение
обследований
по
подготовленности, объективных и
скрининг-программе и выявление
субъективных критериев здоровья
патологий;
методами диагностики;
4) Решение оздоровительных задач для 3) Составление
индивидуальных
детей
с
ОВЗ
с
учетов
планов оздоровления.
индивидуальных
особенностей 4) Изучение
передового
каждого ребенка.
педагогического, медицинского и
19
5) Проведение социальных, санитарных
и специальных мер по профилактике
и распространению заболеваний.
социального опыта по оздоровлению
детей,
отбор
и
внедрение
эффективных технологий и методик.
5) Систематическое
повышение
квалификации
педагогических
кадров.
6) Пропаганда
ЗОЖ
и
методов
оздоровления в коллективе детей,
родителей
(законных
представителей),
сотрудников
МБДОУ.
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и
разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение
суток. Основным принципом правильного построения режима является его
соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Организация жизни и деятельности воспитанников МБДОУ спланирована
согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28.
Понедельник и пятница физически и интеллектуально не перегружены.
Ребенку обеспечивается легкое вхождение в рабочую неделю и состояние
удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце
недели.
В режиме дня выделяется время для проведения закаливающих мероприятий.
Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей. Все режимные
моменты действуют благоприятно в комплексе: движение, сон, питание,
закаливание.
В детском саду организовано 4-х разовое сбалансированное питание
(завтрак, обед и усиленный полдник), в 10-30 часов – фрукты, сок. Источник
финансирования – бюджет. При составлении меню медсестра руководствуется
разработанным и утвержденным 20-дневным меню. Важным условием
организации питания является строгое соблюдение санитарно-гигиенических и
культурно-гигиенических норм и правил, сервировка стола и, конечно,
положительный эмоциональный настрой.
Готовая пища выдается детям только после снятия пробы медицинской
сестрой по питанию и соответствующей записи в журнале результатов оценки
готовых блюд. Организация питания детей находится под постоянным контролем
администрации учреждения.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
Программы осуществляется в двух основных моделях организации
образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, и
самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной
деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непрерывной
образовательной деятельности (далее -НОД), так и в виде образовательной
деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
20
Самостоятельная деятельность, как свободная деятельность воспитанников,
обеспечивается в условиях созданной педагогами развивающей предметнопространственной среды по каждой образовательной области.
Продолжительность НОД зависит от возраста детей и соответствуют
требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28.
В теплое время года НОД осуществляется на участке во время прогулки.
Продолжительность НОД для детей от 2 до 3 лет — не более 10 минут, для
детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20
минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не
более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой
половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут
соответственно, в старшей и подготовительной группах не более 45 минут и 1,5
часов соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы
между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее
продолжительность составляет не более 25 - 30 минут. В середине непрерывной
образовательной
деятельности
статистического
характера
проводятся
физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину
дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные,
музыкальные занятия.
Вывод: активное использование комплекса мероприятий по физическому
воспитанию
коллективом
МБОУ
позволяет
значительно
улучшить
результативность оздоровительной работы с детьми.
6. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Образовательный процесс в МБДОУ осуществляется 24 педагогами.
Педагогический стаж педагогов МБДОУ
Год
до 5
5-10
10-20
более Всего
лет
лет
лет
20 лет
2022
1
1
10
12
24
21
Стаж работы
4%
4%
50%
42%
до 5 лет
5-10 лет
10-20 лет
более 20 лет
Образовательный ценз педагогов МБДОУ
Год Высшее
Среднее Всего
профессиональное
2022
13
11
24
Образование
Высшее
46%
54%
Среднепрофессиональное
Квалификационный ценз педагогов МБДОУ
Год Высшая КК Первая КК нет КК
Всего
2022
13
9
2
24
Квалификация педагогов
9%
37%
54%
ВКК
1 КК
нет КК
В 2022 году в МБДОУ пришли новые педагоги, которые нуждаются в
повышении профессиональной квалификации и компетенции в соответствии с
профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
22
дошкольного, начального общего,
образования) (воспитатель, учитель)».
основного
общего,
среднего
общего
В течение 2021/2022 и в 2022/2023 учебных годах администрацией
предприняты меры по развитию кадрового потенциала и сплочения коллектива.
Совершенствование уровня профессионально – педагогической квалификации
педагогов осуществляется через посещение курсов повышения квалификации и
различные формы методической деятельности образовательной организации.
Разработана и внедрена система стимулирования педагогических работников по
результатам деятельности. Развивается конкурсное движение, традиционными
формами организации методической работы детского сада стали семинары,
консультации, тренинги, организация открытых просмотров занятий опытных
педагогов, организуется методическое сопровождение профессиональной
деятельности путем в посещениях семинаров в дошкольных образовательных
учреждениях города Екатеринбурга.
Участие педагогов в конкурсах составляет 57%,
информационно-образовательные технологии – 61%. Курсы
квалификации прошли 100%.
используют
повышения
Курсы повышения квалификации
№
п/п
1
4
Направленность программ
повышения квалификации
«Формирование основ безопасного
поведения у детей дошкольного
возраста в условиях реализации
ФГОС»
педагогика
и
2 «Коррекционная
особенности образования и воспитания
детей с ОВЗ" , 73ч.
3 «Профилактика грипп и острых
респираторных вирусных инфекций, в
том числе новой короновирусной
инфекции (COVID-19)», 36ч.
«Обработка персональных данных в
образовательных организациях», 36ч.
Количество
работников,
обученных по
программе (чел.)
итого
6
6
25%
24
24
100%
24
24
100%
24
24
100%
%
Участие педагогов и воспитанников в конкурсах и семинарах (призовые
места и сертификаты)
Уровень
Участие
педагогов Участие воспитанников
(название,
призовые (название,
призовые
места)
места)
1. Участие всех
1. Экологический проект
Районный
педагогических сотрудников в
Педагогическом воркшопе
«Новый год у ворот»,
«Малаховский Екатеринбург»,
23
"Креативный педагог креативные дети"
2. Участие в Районном
фестивале "Весенние
веснушки" – 2022 (Суханова
С.Б. , Потапова Г.В.)
Городской
1. Городской образовательный
проект "Добрый город",
«Малаховский Екатеринбург»;
(АнтиповаЕ.Н. , Лазарева
С.А.)
2. Городская интелектуальная
игра - викторина "ФЭБ"
победители (Антипова Е.Н.,
Кельдюшева Л.В.,Хажипова
Д.М.)
3. Городской конкурс
интеллектуальная -игра
«Эколенок», финалист -2021.2.
(Казакова В,О. Суханова С.Б.)
4. Городской конкурс по ПДД
«Дорожная безопасность»,
финалисты-2022; (Казакова
В.О., Суханова С.Б.)
5. Городской образовательный
проект "Добрый город" ,
"Инженерные проекты"-2021
(Суханова С.Б.)
6. Городской
профессиональный конкурс
"Воспитатель года 2022",
сертификат участника
(Тихомирова С.В.)
7. Городской конкурс
"Педагогика 21 век" в качестве
эксперта и члена жюри в
категории "Дошкольное
образование"(Чувашова Т.И.)
(воспитатель Антипова Е.Н.)
2. Участие всех
педагогических сотрудников
Конкурсе - акции «Четыре
лапы - один хвост».
3. VII Всероссийский
фестиваль творчества с
международным участием для
детей с ОВЗ «Наши дети!» 1
место в младшей возрастной
категории (Султанова А.М.)
1. "Знатоки природы"
Городской дистанционный
экологический конкурс "Экопревращение" 3 место
(Антипова Е.Н.)
2. Семейный конкурс "Хламшоу" (Власова Е.Э., Лазарева
С.А.)
3. Городской конкурс
«Патриотический –
познавательный проект
приуроченный к Дню
ВОВ»(Казакова В.О.,
Суханова С.Б.)
4. "Добрый город" Фестиваль
"Добрые истории"
(М.П.Малахов); "Внучата
дошколята" ; "Знатоки
природы",
5.. Познавательная активность
для дошкольников
«Авиационный парад»
Городского образовательного
проекта «Добрый город»,
Халявин Никита - сертификат
участника; 2022г. Городская
интеллектуальная игра –
конкурс «Матрёшка»,
сертификат участника;(Носова
О.А.)
6. Городской конкурс
"Безопасное поведение" для
воспитанников 5-7 лет
(Посашева М.Ю.)
7. Городской фестиваль
"Чудеса Анимации"
Сертификат участника
Городской конкурс "ФЭБ"
1 место Городской Фестиваль
"Веснушки" Сертификат
участника Городской конкурс
"Знатоки природы" 1 место
(Сафонова Г.А.)
8. 2021г Городская
интеллектуальная игра –
24
Всероссийский
Международный
1. Всероссийский конкурс
"Каждый ребенок имеет
право" на портале "Вестник
педагога" 12.10.2022г.
(Барсукова Е.К.)
2. Всероссийская онлайнконференция для учителей,
воспитателей и руководителей
образовательных организаций
"Вызовы образования 2022:
новые реалии, новые
возможности" 17-18 августа
2022 г. (Лазарева С.А.)
3. Всероссийский творческий
конкурс "Стенгазеты и
плакаты". "Мы выбираем
жизнь - дети против террора" диплом победителя,
Всероссийский творческий
конкурс "Новогоднии
фантазии", Адвент календарь
Дед Мороз"- диплом призера.
Всероссийская онлайнконференция для учителей,
воспитателей и руководителей
образовательных организаций
"Вызовы образования 2022:
новые реалии, новые
возможности"17-18 августа
2022 (ТихомироваС.В.)
1. Межрегиональный конкурс
"Методические разработки
педагогов" "Дидактические
игры учителя-логопеда"
19.06.2022 г.(Кельдюшева
Л.В.)
2. Детские исследовательские
и научные работы, проекты.
"Сохрани наш хрупкий мир"
победитель1 место (Кокоулина
О.В.)
3. Конкурс за победу »VII
Всероссийский фестиваль
творчества с международным
участием для детей с ОВЗ
«Наши дети!»1 место в
младшей возрастной
категории (Малыгина Ю.Н.)
4. Международная интернетолимпиада по сказке
"Лисичка-сестричка и Серый
Волк" Диплом 1 место.
Матрёшка» 1 место (Стихина
Г.А.)
9. Городской дистанционный
конкурс "Эко-превращение" ,
победители 3 место
(Тихомирова С.Б.)
1. Всероссийский творческий
конкурс "Новогодние
фантазии" коллективная
работа "Панно из самодельной
бумаги Новогодняя елка",
диплом победителя.
2. Всероссийский творческий
конкурс "Осенняя пора - очей
очарованье..." Агафонова
Ульяна с работой "Овощной
ералаш", Сидорова Ульяна с
работой "Мисс Осень 2021",
сертификаты участников
3. II-ой Всероссийский
конкурс детского творчества с
Международны участием
«Пожарная безопасность»
Агафонова Ульяна с работой
"Чтобы в дом не пришла беда,
будь с огнем осторожен
всегда!" - 1
место.(Тихомирова С.В.)
"Внеурочная деятельность"
Работа:"Весна" Сапегина
Милана, победитель 1 место
(Кокоулина О.В.)
25
19.08.2022 г. (Хажипова Д.М.)
В МБДОУ созданы условия для профессиональной самореализации
педагога, социальной защиты и повышения квалификации. Но на данный момент,
однако, существует ряд актуальных проблем. Во-первых, низкий уровень
мотивации педагогов к инновационной деятельности. Это объясняется
следующими факторами:
- слабой информированной о возможных инновациях;
- собственными убеждениями о важности традиционных методов обучения;
- чувством страха перед отрицательными результатами.
Соответственно, необходимо создать организационно-педагогические
условия для формирования готовности педагогов к инновационной деятельности.
Во-вторых, существует проблема взаимодействия педагогов и родителей
(законных представителей), которая обусловлена несколькими причинами:
- дефицит социальных связей родителей с собственными детьми;
- отсутствие информации об эффективных методах
физического и психического развития личности ребенка.
интеллектуального,
Для решения этого вопроса предлагается провести комплекс мероприятий
для увеличения уровня компетентности родителей (законных представителей), а
также разработать диагностические материалы для проведения мониторинга,
направленного на выявления отношения участников образовательного процесса к
совместной деятельности.
Необходимо выделить и перспективы дальнейшего развития:
повышение квалификационных категорий педагогов;
обучение на курсах повышения квалификации педагогов;
создание условий для развития творческого потенциала педагогов,
воспитанников, родителей (законных представителей) через участие во
Всероссийских, региональных, муниципальных мероприятиях.
7. Анализ материально-технической базы МБДОУ
МБДОУ расположен в Ленинском районе города Екатеринбурга в
микрорайоне Юго-Западный.
Материально-техническая база МБДОУ обеспечивает достаточный уровень
физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка.
На территории МБДОУ функционируют прогулочные площадки,
способствующие развитию и коррекции психофизических возможностей детей
дошкольного возраста. Создана экологическая тропа, цветники, сенсорные
дорожки.
Здание оборудовано: 1 музыкальный зал, 1 спортивный зал,
спортплощадка, 1 методический кабинет, кабинет заведующего хозяйственной
частью, кабинет учителя-логопеда, сенсорная комната, 10 групп, кабинеты для
проведения дополнительных занятий по организации платных образовательных
услуг, медицинский блок представлен кабинетом и процедурной, кабинет
физиотерапии.
В 2022 году обновлена материально-техническая база: в спортивном зале
произведена замена полового покрытия, обновлен спортивный инвентарь,
частично обновлено уличное оборудование. В нескольких группа произведена
26
замена мебели. Для проведения дополнительных занятий было приобретено 2
интерактивные доски.
Территория МБДОУ соответствует условиям беспрепятственного,
безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей,
обеспечен доступ к зданию и сооружениям.
Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории:
•
главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова
персонала на доступной высоте;
•
вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи
посетителям;
•
главный вход в здание МБДОУ имеет без барьерного въезда, на входе
имеется пандус для инвалидов-колясочников;
•
ширина дверных проемов входа в детский сад позволяет свободный вход
инвалидов-колясочников на первый этаж;
•
имеются сменные кресла-коляски;
•
знаки для слабовидящих – желтая полоса, знак безопасности – желтый круг.
В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности
посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в
соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и
обслуживания инвалидов.
В групповых помещениях, в соответствии с требованиями к организации
развивающей предметно-пространственной среды оборудованы разнообразные
центры для организации всех видов детской деятельности (как самостоятельной,
так и совместной с педагогами).
Тем не менее, наряду с положительными показателями имеются
недостатки, которые выражаются в следующем:
- не все группы обеспечены переносными компьютерами для применения в
образовательной деятельности, мультимедийными и интерактивными системами,
интерактивным оборудованием, современными конструкторами, телевизорами;
- недостаточно оборудования для организации познавательно-исследовательской
деятельности детей;
- необходимо провести косметические ремонтные работы в помещениях и
обновлять в групповых помещениях мебель.
8. Социальное партнерство
Одним из направлений системы социализации является партнерство с
организациями и учреждениями, содействующими укреплению и сохранению
здоровья, повышению качества дошкольного образования, коррекции имеющихся
нарушений в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья.
27
Взаимодействие МБДОУ - детский сад компенсирующего вида
№342
с социальными институтами
Учреждения науки и образования города и района
Департамент
образования
Администрации г.
Екатеринбурга,
Медицинские учреждения город и района
Территориальный отдел Управления
Роспотребнадзора по Свердл.обл.,
УрГПУ,
Корекционно-диагностическое
отдление МОУ центр развития
ребенка - д/с "Радуга",
МГДБ № 11,
АНО ДПО УЦ
Школа0интернат №31
МСОШ №154
НПЦ «Бонум»
детская музыкальная школа им.
Архипова
Управление
образования
Ленинского района
- укрепление физического и
психического здоровья воспитанников;
- профилактика, оздоровительная раота
и контроль за эффективностью
лечебных и охдоровительных
мероприятий
- повышение квалификации
педагогических работников
- обмен опытом
- методическое сопровожедние
ПМПК
Определение
образовательного
маршрута;
-получение норматично-правовых документов;
Непрерывность образоваия
-поулчение юридической консультации предоставление отчетности;
эстетическое воспитание
дошкольников
- участие в совещаниях, семинарах, конференциях и др.
- участие в конкурсах;
- повышение профессиональной компетентности;
- решение вопросов финансирования;
- аттестация педагогов;
- решение текущих вопросов
28
МБДОУ является открытой образовательной системой, связанной с
различными социальными институтами: образования, здравоохранения, культуры
и
др.,
являясь
муниципальным,
выполняет
ряд
образовательных,
просветительских, социокультурных функций, ведет работу с семьями, особенно
с теми, кто нуждается в особой социальной защите, способствует развитию
социокультурного пространства, распространяет педагогический опыт.
9. Работа с родителями (законными представителями)
Важное направление работы МБДОУ №342 – это взаимодействие с
родителями (законными представителями) воспитанников. Оно организовано
через такие формы как родительские собрания; тематические консультации;
тренинги, семинары, форумы; информационные стенды с дидактическими
материалами.
Сотрудничество
с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников и активное включение их в деятельность дошкольного учреждения
является основной задачей педагогов.
Основными направлениями работы с родителями являлись: повышение
педагогической культуры родителей, создание условий для педагогического
творчества, укрепление взаимодействия МБДОУ и семьи.
Проблема вовлечения родителей (законных представителей) в единое
пространство детского развития в МБДОУ решается в трех направлениях:
- работа с коллективом МБДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными
представителями);
повышение
представителей);
педагогической
культуры
родителей
(законных
вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность
МБДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы
с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю (законному
представителю) обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и
развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей) в
воспитании детей;
29
создание активной развивающей среды, активных форм общения
детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье
и в ДОУ;
ребенка.
диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии
Но, не смотря, на положительные результаты в работе с родителями
(законными представителями) у педагогов встречаются затруднения.
В связи с данными проблемами возникла необходимость:
Продолжить работу с родителями (законными представителями) на
следующий учебный год с внедрением информационных технологий и различных
форм, методов и приемов.
Организовать работу «Школы педагогов», позволяющей не только
высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать полезное для
себя в рассуждениях и взять на вооружение новое и интересное.
Для
развития художественно-речевых способностей детей
совершенствовать систему работы МБДОУ по теме «Неделя театра», «Конкурс
юных чтецов».
- Расширить каналы информирования, что и позволит установить
партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и даст возможность для
повышения инициативы родителей к совместной деятельности и сотрудничеству с
дошкольной образовательной организацией.
10. Перспективные планы развития по итогам анализа работы за 2022 год:
Результаты деятельности МБДОУ за 2022 год показали, что цели и задачи
реализованы полностью. Проведены все запланированные мероприятия.
Принимая во внимание достигнутые результаты и основные проблемы,
были определены перспективы развития на 2023 год:
Дальнейшее повышение качества образования в МБДОУ мы видим в
повышении уровня педагогической компетентности педагогического коллектива в
области новых методических разработок по реализации Основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
и
в
совершенствовании компьютерной грамотности.
Цель:
Повышение качества образовательного
процесса через создание условий
максимально
обеспечивающих
полноценное
развитие
ребенка,
сохранение
и
укрепление
его
психофизического здоровья;
Задачи
Продолжить
работу
по
совершенствованию
системы
здоровьесберегающей,
здоровьеформирующей среды на основе
повышения субъектной позиции всех
участников
образовательных
отношений
30
Использование эффективных методов и
приёмов в работе по созданию условий
для
психологически
комфортного
пребывания детей в ДОУ, обеспечивая
потребность ребёнка в игре - как в
основном виде деятельности
Вовлечение родителей в совместные
физкультурно-оздоровительные
и
культурно-досуговые мероприятия.
Формирование
у
дошкольников
коммуникативной
компетентности
через совместное участие с родителями
в конкурсном движении, с целью их
активной позитивной социализации.
Создание условий для самореализации
ребёнка
на
основе
совместной
партнерской
деятельности
всех
участников образовательного процесса
Совершенствовать формы взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО.
-Реализация новых форм взаимодействия.
-Организация совместных проектов.
-Педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребёнка.
-Педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания ребёнка.
-Вовлечение родителей в конкурсное движение.
11.ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ –
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида № 342,
ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
N п/п
Показатели
Единица
измерения
1.
Образовательная деятельность
1.1
Общая численность воспитанников, осваивающих
225
образовательную программу дошкольного образования, в
воспитанников
том числе:
1.1.1
В режиме полного дня (8 - 12 часов)
225 человек
31
1.1.2
В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов)
0
1.1.3
В семейной дошкольной группе
0
1.1.4
В форме семейного образования с психолого-педагогическим
0
сопровождением на базе дошкольной образовательной
организации
1.2
Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет
0
1.3
Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет
225
1.4
Численность/удельный вес численности воспитанников в
225/человек/
общей численности воспитанников, получающих услуги
100 %
присмотра и ухода:
1.4.1
В режиме полного дня (8 - 12 часов)
100%
1.4.2
В режиме продленного дня (12 - 14 часов)
0 /%
1.4.3
В режиме круглосуточного пребывания
0/%
1.5
Численность/удельный вес численности воспитанников с
72 человека
ограниченными возможностями здоровья в общей
/32 %
численности воспитанников, получающих услуги:
1.5.1
1.5.2
По коррекции недостатков в физическом и (или)
72 человека
психическом развитии
/32 %
По освоению образовательной программы дошкольного
225 /100%
образования
1.5.3
По присмотру и уходу
0/%
1.6
Средний показатель пропущенных дней при посещении
16 дней
дошкольной образовательной организации по болезни на
одного воспитанника
1.7
Общая численность педагогических работников, в том числе:
24 человека
1.7.1
Численность/удельный вес численности педагогических
13 человек
работников, имеющих высшее образование
/ 54%
Численность/удельный вес численности педагогических
12 человек
работников, имеющих высшее образование педагогической
/50%
1.7.2
направленности (профиля)
32
1.7.3
Численность/удельный вес численности педагогических
11 человек
работников, имеющих среднее профессиональное
/45%
образование
1.7.4
Численность/удельный вес численности педагогических
11 человек
работников, имеющих среднее профессиональное
/45%
образование педагогической направленности (профиля)
1.8
Численность/удельный вес численности педагогических
22человека
работников, которым по результатам аттестации присвоена
/91%
квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том числе:
1.8.1
Высшая
13 человек/54%
1.8.2
Первая
9 человек/37%
1.9
Численность/удельный вес численности педагогических
24 человека/
работников в общей численности педагогических
100%
работников, педагогический стаж работы которых
составляет:
1.9.1
До 5 лет
1 человека/4%
1.9.2
Свыше 30 лет
12 человека/50%
1.10
Численность/удельный вес численности педагогических
1 человек/ 9 %
работников в общей численности педагогических работников
в возрасте до 30 лет
1.11
Численность/удельный вес численности педагогических
2 человека
работников в общей численности педагогических работников
/8%
в возрасте от 55 лет
1.12
Численность/удельный вес численности педагогических и
24человек/
административно-хозяйственных работников, прошедших за
100%
последние 5 лет повышение
квалификации/профессиональную переподготовку по
профилю педагогической деятельности или иной
осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
33
1.13
Численность/удельный вес численности педагогических и
6 человек
административно-хозяйственных работников, прошедших
/25%
повышение квалификации по применению в
образовательном процессе федеральных государственных
образовательных стандартов в общей численности
педагогических и административно-хозяйственных
работников
1.14
Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в
1 /11 человек
дошкольной образовательной организации
1.15
Наличие в образовательной организации следующих
педагогических работников:
1.15.1
Музыкального руководителя
да
1.15.2
Инструктора по физической культуре
да
1.15.3
Учителя-логопеда
да
1.15.4
Логопеда
да
1.15.5
Учителя-дефектолога
да
1.15.6
Педагога-психолога
да
2.
Инфраструктура
2.1
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
кв. м – 2,5
образовательная деятельность, в расчете на одного
воспитанника
2.2
Площадь помещений для организации дополнительных
кв. м- 150
видов деятельности воспитанников
2.3
Наличие физкультурного зала
да
2.4
Наличие музыкального зала
да
2.5
Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих
да
физическую активность и разнообразную игровую
деятельность воспитанников на прогулке
34