СОГЛАСОВАНА
Начальник Департамента образования
Администрации города Екатеринбурга
_________________ К.В. Шевченко
УТВЕРЖДЕНА
Заведующий МБДОУ - детский сад
компенсирующего вида № 342
____________А.И. Саушкина
Приказ от « » __________2023 г. № _______
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ - ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 342
НА 2024/2028 ГОДЫ
Программа рассмотрена и принята на
заседании Педагогического совета
протокол № __ от «___» _______ 2023
Екатеринбург, 2023
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДЕТСКОГО САДА
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО
ВИДА
№
342
………………………………………………………………………………………………………
…...3
Подраздел 1. Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и иные
документы) ....................................................................................................................................... 3
Подраздел 2. Общие затраты и источники финансирования реализации Программы
развития ............................................................................................................................................ 3
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 342 ........................................................................................ 4
Подраздел 1. Краткий анализ реализации Программы развития на 2020-2024 годы ............... 4
Подраздел 2. Анализ кадрового потенциала ................................................................................. 5
Подраздел 3. Анализ материально-технической базы .................................................................6
Подраздел 4. Анализ освоения содержания основной образовательной программы ............... 8
Подраздел 5. Анализ психолого-педагогического сопровождения воспитанников ................. 9
Подраздел 6. Анализ работы с родителями (законными представителями) .............................. 9
РАЗДЕЛ 3 СУЩНОСТЬ
И
ОКРУЖЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
.......................................................................................................................................................... 10
Подраздел 1. Проблема ................................................................................................................. 10
Подраздел 2. Концепция ............................................................................................................... 11
Подраздел 3. Цель Программы развития ..................................................................................... 11
Подраздел 4. Задачи Программы развития.................................................................................. 11
РАЗДЕЛ 4........................................................................................................................................ 13
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ...................... 13
РАЗДЕЛ 5........................................................................................................................................ 15
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ......................................... 15
РАЗДЕЛ 6........................................................................................................................................ 17
ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ ...................................................................................................... 17
РАЗДЕЛ 7........................................................................................................................................ 19
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ ..................................................................... 19
2
3
РАЗДЕЛ 1
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДЕТСКОГО САДА
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 342
Подраздел 1. Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты
и иные документы)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172- ФЗ «О стратегическом планировании в
Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1532 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация
государственной национальной политики»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об
утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы
образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-O3 «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями от 29.07.2021 № 81-ОЗ);
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588-ПП «Об
утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
Стратегический план развития Екатеринбурга (в ред. Решения Екатеринбургской
городской Думы от 25.05.2018 № 12/81);
Постановление № 375 от 27.02.2019 «О разработке стратегий социальноэкономического развития административно-территориальных единиц муниципального
образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов)
Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»;
Постановление Администрации города Екатеринбурга от 07.06.2022 № 1523 «Об
утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование – стандарт «Пять
звезд».
Подраздел 2. Общие затраты и источники финансирования реализации
Программы развития
Таблица1
Общие затраты на реализацию Программы развития
Затраты
На разработку программы
На реализацию программы
Итого
Сумма, тыс. руб.
0
1560
1560
3
4
Таблица2
Источники финансирования реализации Программы развития
Источник финансирования
бюджетные средства, в том числе:
федеральный бюджет
региональный бюджет
муниципальный бюджет
Внебюджетные средства
Итого
Сумма, тыс. руб.
865
0
0
865
327
1192
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 342
Подраздел 1. Краткий анализ реализации Программы развития на 2020-2024
годы
Цель программы – создание условий для повышения ресурсного, организационного,
методического обеспечения деятельности МБДОУ, реализующего образовательные услуги,
обеспечивающие равные возможности для физического и психического развития детей, в
целях адаптации к жизни в обществе и формирования установок на достижение жизненного
успеха
Реализуемая Программа показала следующие результаты:
1. За три года отмечена положительная динамика показателей физического развития
воспитанников, что подтверждает мониторинг состояния здоровья детей. В 2020 г.
улучшение состояния отмечалось у 71, 1% детей, в 2021 г. – 72, 3%, в 2022 г. – 73%.
Доля детей, включенных в физкультурно-массовые мероприятия, составляет 75% что
на 15 процентов больше, чем в 2020 г .
Это связано как с отменой ограничений, введенных для предотвращения
распространения коронавирусной инфекции, так и с включением в муниципальные и
региональные проектов по развитию физической культуры и спорта.
Наиболее значимыми и масштабными мероприятиями стали Фестиваль «Здоровье –
2023», «ГТО», организаторы городской игры-конкурса «Малыши-крепыши 2022»
(добавить!)
2. Мониторинг уровня здоровья детей позволяет сделать вывод о том, что
наблюдается стабилизация состояния воспитанников, имеющих психофизические
особенности
Это связано с регулярными врачебными осмотрами, проведением плановых лечебнопрофилактических мероприятий и разработкой рекомендаций консультационным центром
для родителей (законных представителей).
В частности, профилактическими мероприятиями было охвачено 85%
воспитанников, что позволило скорректировать их психофизиологическое состояние и
повысить умственную и физическую работоспособность.
Для 53% детей разработаны индивидуальные рекомендации по организации
воспитательного и образовательного процесса.
Как следствие, отмечается высокий процент детей, готовых к поступлению в
школы..
3. В 2020-2021 году по Федеральной программе «Доступная среда», а также за счет
внебюджетных средств на сумму 216 тысяч рублей было приобретено оборудование для
4
Примечание [МНВ1]: За 3 года
отмечена положительная динамика
показателей физического развития
воспитанников (подтвердить цифрами).
Доля детей, включенных в
физкультурно-массовые мероприятия
составляет… %, что на …процентных
пункта выше, чем в 2020 году. …
Наиболее значимыми и масштабными
стали ……(мероприятия).
Примечание [МНВ2]: Подтвердить
описанное цифрами:
Профилактическими мероприятиями
было охвачено…%, что обеспечило…
Для …% детей разработаны
индивидуальные рекомендации….
Примечание [МНВ3]: Подтвердить
описанное цифрами:
Профилактическими мероприятиями
было охвачено…%, что обеспечило…
Для …% детей разработаны
индивидуальные рекомендации….
5
спортивного зала. Обновление инвентаря позволило усовершенствовать индивидуальный
подход в работе с детьми с психофизическими особенностями.
4. За период ограничительных мероприятий коллективом дошкольного учреждения
было разработано более 40 консультаций, а также подготовлены и размещены видеоуроки
на городском канале «ОнлайнДетСад».
Размещенный конент был просмотрен более 400 раз, что свидетельствует о развитии
познавательного интереса родителей (законных представителей) к темам воспитания и
образования детей в связи с внедрением цифровой среды
Программа развития МБДОУ - детского сада компенсирующего вида № 342 на
2020/2024 годы выполнена в полном объеме, как следствие, появились новые перспективы
для развития данного учреждения.
За данный период были реализованы три проекта.
Первый – «Равные возможности для каждого», направленный на создание условий
для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и их психолого-педагогического
сопровождения.
Он включал в себя следующие мероприятия:
реализация
Федеральной
программы
по
созданию
доступности
образовательных услуг для детей-инвалидов «Доступная среда» (пополнение
уличного и игрового оборудования);
открытие
новых
дополнительных
общеобразовательных
услуг
(конструирование «Самоделкин», «Мультстудия», «Логоритмика»).
Второй – «Кадровый потенциал», направленный на создание работы методических
объединений и творческих групп для повышения практического и теоретического уровня
подготовки педагогов в испольхзовании инновационного подхода к образовательному
процессу. Данный проект включал в себя:
разработка программ по совершенствованию коммуникативных способностей
педагогов;
организация и проведение воркшопов и мастер-классов в рамках городской
педагогической ассоциации «Креативный педагог-креативные дети»,
«Формирование эмоционального интеллекта руководителя ДОО: мифы и
реальность», «Современные фитнес-технологии»;
внедрены новые форматы проведения педагогических советов: мозговой
штурм, world café.
Третий – «Формирование психолого-педагогической культуры, компетентности и
участия семьи в жизни МБДОУ», направленный на создание условий для формирования
психолого-педагогической культуры, компетентности и участия родителей (законных
представителей) в жизни ДОО. Проект включает в себя:
Методическое сопровождение семьи, представленное в информационном
образовательном пространстве детского сада;
Проведение совместных мероприятий (мастер-классы от родителей (законных
представителей), знакомство с профессиями родителей (законных
представителей),
Подраздел 2. Анализ кадрового потенциала
Значимым звеном в развитии дошкольного учреждения является его кадровый
состав.
Общее количество педагогических работников в МБДОУ № 342 составляет 24
педагога, из них 13 педагогов (54,1%) имеет высшее образование, 11 педагогов (45,8%) –
средне-профессиональное образование. Стаж работы составляет: 1 педагог (4,1%) – до 5
5
Примечание [МНВ4]: ОПИСАТЬ
ПОДРОБНЕЕ с цифрами и фактами)
6
лет;1 педагог (4,1%) – от 5 до 10 лет; 10 педагогов (41,6%) – от 10 до 20 лет; 12 педагогов
(50%) более 20 лет. Высшую квалификационную категорию имеют 13 педагогов, что
составляет 54,1% от общего числа педагогов, 9 педагогов работают с первой
квалификационной категорией, что составляет 37,5% от общего числа педагогов, 2 педагога
не имеют квалификационной категории, что составляет 8,3 % от общего числа педагогов.
В 2022 году в МБДОУ пришли новые педагоги, которые нуждаются в повышении
профессиональной квалификации и компетенции в соответствии с профессиональным
стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
В течение 2021/2022 и в 2022/2023 учебных годов администрацией предприняты
меры по развитию кадрового потенциала и сплочения коллектива. Совершенствование
уровня профессионально – педагогической квалификации педагогов осуществляется через
посещение курсов повышения квалификации и различные формы методической
деятельности образовательной организации. Разработана и внедрена система
стимулирования педагогических работников по результатам деятельности. Развивается
конкурсное движение, традиционными формами организации методической работы
детского сада стали семинары, консультации, тренинги, организация открытых просмотров
занятий опытных педагогов, организуется методическое сопровождение профессиональной
деятельности путем в посещениях семинаров в дошкольных образовательных учреждениях
города Екатеринбурга. Участие педагогов в конкурсах составляет 57%, используют
информационно-образовательные технологии – 61%. Курсы повышения квалификации
прошли 100%.
На данный момент, однако, существует ряд актуальных проблем.
Во-первых, низкий уровень мотивации педагогов к инновационной деятельности.
Это объясняется следующими факторами:
- слабой информированной о возможных инновациях;
- собственными убеждениями о важности традиционных методов обучения;
- чувством страха перед отрицательными результатами.
Соответственно, необходимо создать организационно-педагогические условия для
формирования готовности педагогов к инновационной деятельности.
Во-вторых, существует проблема взаимодействия педагогов и родителей (законных
представителей), которая обусловлена несколькими причинами:
- дефицит социальных связей родителей с собственными детьми;
- отсутствие информации об эффективных методах интеллектуального, физического
и психического развития личности ребенка.
Для решения этого вопроса предлагается провести комплекс мероприятий для
увеличения уровня компетентности родителей (законных представителей), а также
разработать диагностические материалы для проведения мониторинга, направленного на
выявления отношения участников образовательного процесса к совместной деятельности.
Необходимо выделить и перспективы дальнейшего развития:
- повышение квалификационных категорий педагогов;
- обучение на курсах повышения квалификации педагогов;
- создание условий для развития творческого потенциала педагогов, воспитанников,
родителей (законных представителей) через участие во Всероссийских, региональных,
муниципальных мероприятиях.
Подраздел 3. Анализ материально-технической базы
МБДОУ расположен в Ленинском районе города Екатеринбурга в микрорайоне ЮгоЗападный.
Примечание [МНВ5]: Как вариант
текста о кадрах: Одним из наиболее
значимых ресурсов развития системы
образования города Екатеринбурга
являются кадры.
Общее количество педагогических и
руководящих работников системы
образования Екатеринбурга в 2020 году
составило 17,1 тыс. человек (2011 год –
13,7 тыс. человек), из них педагогов в
дошкольных образовательных
учреждениях – 5,95 тыс. человек,
педагогов в общеобразовательных
организациях – 9,5 тыс. человек (из них
в муниципальных общеобразовательных
организациях – 8,3 тыс. чел.), педагогов
в организациях дополнительного
образования детей – 0,9 тыс. человек.
По состоянию на конец 2020/2021
учебного года во всех
общеобразовательных организациях
города Екатеринбурга имелись
вакантные ставки педагогических
работников. Самыми дефицитными
являлись ставки учителей начальных
классов, а также учителей-предметников
по русскому языку и литературе,
иностранному языку, математике. По
состоянию на начало 2021/2022 учебного
все школы города Екатеринбурга
укомплектованы необходимым
количеством педагогических кадров по
всем предметам для организации
учебного процесса в новом учебном
году.
На уровне образовательных организаций
вопрос дефицита педагогов решается
путем распределения нагрузки между
работающими педагогами до момента
приема на работу нового специалиста.
По итогам 2020 года нагрузка
педагогических работников
муниципальных дошкольных
образовательных организаций составила
1,34 ставки, работников муниципальных
общеобразовательных организаций –
1,62 ставки, учреждений
дополнительного образования – 1,58
ставки.
Доля молодых педагогов со стажем
работы менее трех лет в 2020 году
составила 29 % (2011 год – 23 %). В
систему образования Екатеринбурга
ежегодно прибывает до 300 молодых
педагогов.
С целью их успешной адаптации и
оказания помощи в решении
профессиональных проблем с 2013 года
реализуется муниципальная модель
работы с молодыми педагогами.
Наиболее эффективными и
востребованными являются такие формы
работы, как выездные сборы,
неформальные клубы общения, квесты,
педагогические дебаты, психологические
игры и др.
С 2018 года в рамках национального
проекта «Образование» в Екатеринбурге
реализуются мероприятия регионального
проекта «Учитель будущего».
Эффективная система непрерывного
профессионального развития педагогов
основана на принципиально новых
организационных и содержательных
подходах к системе повышения
...
Примечание [МНВ6]: В рамках
мероприятий гос.программы ?
6
7
Материально-техническая база МБДОУ обеспечивает достаточный уровень
физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка.
На территории МБДОУ функционируют прогулочные площадки, способствующие
развитию и коррекции психофизических возможностей детей дошкольного возраста.
Создана экологическая тропа, цветники, сенсорные дорожки.
Здание оборудовано: 1 музыкальный зал, 1 спортивный зал, спортплощадка, 1
методический кабинет, кабинет заведующего хозяйственной частью, кабинет учителялогопеда, сенсорная комната, 10 групп, кабинеты для проведения дополнительных занятий
по организации ПОУ, медицинский блок представлен медицинским кабинетом,
процедурным кабинетом, кабинетом физиотерапии.
В 2022/2023 учебном году обновлена материально-техническая база: в спортивном
зале произведена замена полового покрытия, обновлен спортивный инвентарь, частично
обновлено уличное оборудование. В нескольких группа произведена замена мебели. Для
проведения дополнительных занятий было приобретено 2 интерактивные доски.
В 2020 г. в рамках государственной программы РФ «Доступная среда»,
направленной на интеграцию в общество людей с инвалидностью, а также повышения их
уровня жизни, МБДОУ были выделены целевые субсидии в размере 1 882 385, 82.
За счет данных средств была произведена реконструкция центрального входа. На
сегодняшний день главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова
персонала, необходимой для оказания оперативной помощи посетителям.
Были расширены дверные проемы, позволяющие обеспечить беспрепятственный
вход инвалидов-колясочников на первый этаж.
Входная группа детского сада стала доступнее и за счет пандуса, предназначенного
для спуска-подъема инвалидных колясок.
В 2020 г. были оборудованы санитарные комнаты для воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья.
Для реабилитации и развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
приобретено следующее оборудование: кресло-коляска, ходунки, тренажеры, тактильноразвивающие панели, дидактические наборы, мягкие формы для релаксации,
интерактивный сенсорный комплекс.
В МБДОУ имеются вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне и знаки для
слабовидящих – желтая полоса, знак безопасности – желтый круг.
Территория МБДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и
удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданию и
сооружениям.
В МБДОУ В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения
безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в
соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания
инвалидов.
В групповых помещениях, в соответствии с требованиями к организации
развивающей предметно-пространственной среды оборудованы разнообразные центры для
организации всех видов детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с
педагогами).
Тем не менее, наряду с положительными показателями имеются недостатки,
которые выражаются в следующем:
- не все группы обеспечены переносными компьютерами для применения в
образовательной деятельности, мультимедийными и интерактивными системами,
интерактивным оборудованием, современными конструкторами, телевизорами;
- недостаточно оборудования для организации познавательно-исследовательской
деятельности детей;
7
8
- необходимо провести косметические ремонтные работы в помещениях и обновлять
в групповых помещениях мебель.
Подраздел
программы
4.
Анализ
освоения
содержания
основной
образовательной
Содержание образовательного процесса в МБДОУ определяется адаптированной
основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ – детского сада
компенсирующего вида № 342 (далее АООП ДО), а также основной общеобразовательной
программой МБДОУ – детского сада компенсирующего вида № 342 (далее ООП ДО).
Анализ результатов в освоении программ отражает положительную динамику во всех
разделах.
АООП ДО предназначена для оказания образовательных услуг детям с
ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В ООП ДО входят направления развития и образования в пяти областях:
физической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественноэстетической.
Необходимо заметить, что доля детей, обучающихся по индивидуальным
образовательным маршрутам составляет 53%, ровно половина из которых (21,5%) после
завершения дошкольного учреждения продолжает свое обучение по основной
образовательной программе.
В учреждении функционирует психолого-педагогический консилиум (далее ППк),
целью которого является принятие решения о наиболее подходящей стратегии психологопедагогического сопровождения, и консультационный центр для родителей (законных
представителей) по вопросам воспитания и обучения детей.
Комплектование групп детского сада проводится в соответствии с несколькими
факторами:
1) возраст воспитанника
2) возможности здоровья;
3) предпочтениями к форме обучения (индивидуальные, подгрупповые,
групповые).
Комплектование в группы компенсирующей направленности осуществляется на
основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
В ДОУ разработана и внедрена в практику комплексная программа оздоровления
детей с ОВЗ «Фитнес для малышей», основной целью программы является коррекция
недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников для дальнейшего
обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательной
школе. В 2020/2021 учебном году доля детей подготовительной группы, обучающихся по
АООП составляла 48%, из них 39,6% поступили в начальную школу и продолжили
обучение по ООП, в 2021/2022 учебном году доля детей подготовительной группы,
обучающихся по АООП составляла 53%, из них 44% поступили в начальную школу и
продолжили обучение по ОО. Наиболее эффективными технологиями для работы с детьми
с ОВЗ являются: здоровьесберегающие, проектной деятельности и предметно-развивающей
среды, что способствует всестороннему развитию воспитанников, созданию комфортных
условий в ДОО, реализации познавательно-эстетических и культурно-коммуникативных
потребностей.
В
целом
коррекционная
работа
представляет
собой
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с участием
как педагогов, так и медицинского персонала.
8
Примечание [МНВ7]: Предлагаю
сделать анализ: Доля детей
обучающихся по АООП, из них по
индивидуальным …Сколько детей после
завершения дс обучаются по ООП на
уровне начальной школы (в динамике)?.
Насколько часто обновляются
технологии обучения? Какие наиболее
эффективные (почему)? В чем
эффективность? И т.д.
Примечание [ЕЕС8]:
Примечание [МНВ9]: Часть
формируемая или ДО?
9
В учреждении на данный момент создана благоприятная среда, направленная
на коррекцию психофизических недостатков, а также помощи детям и их родителям.
Количество детей со средним и высоким уровнем развития составляет 91,6%.
Существуют, однако, и определенные проблемы.
Во-первых, индивидуализация образовательного процесса не носит системный
характер.
В связи с этим, необходимо осуществить поиск эффективных путей взаимодействия
с родителями (законными представителями) для определения как их потребностей, так и
имеющихся проблем.
Во-вторых, не все педагоги используют инновационные технологии в
образовательном процессе, как следствие, нужно усилить работу в данном направлении.
Подраздел 5. Анализ психолого-педагогического сопровождения воспитанников
Образовательная программа, включающая в себя социально-коммуникативные,
речевые, познавательные, художественно-эстетические и физические направления
развития, в полной мере была освоена 91,6% воспитанников, что на 1,5% больше по
сравнению с предыдущим периодом. Это позволяет говорить о высоком уровне готовности
детей к школе в старших группах.
Данный результат объясняется как высоким уровнем профессиональной
компетентности педагогов, уделяющих внимание индивидуальным особенностям каждого
ребенка, так и качественной организацией предметно-пространственной и коррекционноразвивающей среды.
Нужно отметить и то, что МБДОУ осуществляет деятельность по взаимодействию с
учреждениями науки и образования города и района, в том числе с коррекционнодиагностическим отделением МОУ центр развития ребенка – д/с «Радуга», школойинтернатом №31, МСОШ №154; детской музыкальной школа имени Архипова. Это не
только дает возможность построить образовательный маршрут, но и обеспечивает
непрерывность образования.
Для проведения объективного анализа необходимо отметить и существующие на
данный момент недостатки:
Например, у части родителей наблюдаются затруднения в организации деятельности
ребенка в период пребывания дома.
В связи с этим, необходимо улучшить обратную связь с родителями (законными
представителями)
воспитанников
и
расширить
воспитательные
возможности
информационных ресурсов.
Подраздел 6. Анализ работы с родителями (законными представителями)
Важное направление работы МБДОУ – это взаимодействие с родителями (законными
представителями) воспитанников.
Оно организовано через такие формы как родительские собрания; тематические
консультации; тренинги, семинары, форумы; информационные стенды с дидактическими
материалами.
На базе МБДОУ также действует консультационный центр, целью которого является
оказание психолого-педагогической поддержи родителям (законным представителям)
воспитанников.
Предусмотрены и совместные формы досуга: благоустройство площадок и
оформление уголков, проведение совместных мероприятий, которые включают в себя
благотворительные акции, конкурсы, тематические праздники.
9
Примечание [МНВ10]: Вариант:
Показатели удовлетворенности
качеством образования показывают
положительную динамику: с 2011 года
показатель удовлетворенности
населения качеством дошкольного
образования возрос с 65 % до 93 % к
2019 году; удовлетворенность качеством
общего образования – с 81,5 % до 91,
0%, удовлетворенность качеством
дополнительного образования – с 65 %
до 96 %.
По результатам независимой оценки
качества образования, которая является
федеральным мониторинговым
исследованием, на «хорошо» и
«отлично» потребители образовательных
услуг оценили деятельность
148 (из 165) муниципальных школ
Екатеринбурга, что составляет 98,7 % от
их общего количества.
Жизнь в условиях высокого ритма
диктует необходимость формирования
одного из наиболее важных умений –
правильного и рационального
распределения временного ресурса. Это
является причиной роста
востребованности электронных видов
услуг для граждан. Администрация
города Екатеринбурга предоставляет 9
муниципальных услуг в сфере
образования,
4 из которых оказываются в
электронном виде. Количество
заявлений, поданных в электронном
виде, для получения услуг возросло с 20
158 единиц в 2015 году до 68 458 единиц
в 2020 году, что составляет 53,0 % от
общего количества поданных заявлений.
10
В 2022 г. в отношении дошкольных образовательных организаций была проведена
независимая оценка качества условий, согласно которой МБДОУ набрало 99,3 балла.
Высокие оценки были получены по следующим критериям:
1) Открытость и доступность информации об организации.
В частности, родители отмечали удобство раздела «Часто задаваемые вопросы».
2) Комфортность условий предоставления услуг, в том числе время ее
предоставления.
Проголосовавшие сделали акцент на удобных информационных (навигационных)
табличках внутри образовательной организации.
3) Доступность для инвалидов.
Было учтено, что входные группы оборудованы пандусами, дверные проемы
специально расширены, а также приобретены технические средства обучения и
индивидуального пользования
Следует, однако, заметить, что выявлены и проблемы:
- отстраненность определенной части родителей от воспитательно-образовательного
процесса;
- наличие затруднений у родителей при организации деятельности ребенка дома.
Для решения данного вопроса предлагается организовать индивидуальные
консультации для родителей, увеличить число открытых мероприятий и расширить каналы
информирования, что и позволит установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника и даст возможность для повышения инициативы родителей к совместной
деятельности и сотрудничеству с дошкольной образовательной организацией.
РАЗДЕЛ 3
СУЩНОСТЬ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Подраздел 1. Проблема
Таблица3
Формулировка проблемы
Целевые группы
Последствия не решения
проблемы
Создание образовательного пространства для всестороннего
развития психических и физических качеств ребенка в
соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями
Недостаточное владение отдельными педагогами современными
образовательными технологиями и низкий уровень мотивации к
повышению своей профессиональной компетентности;
Недостаточность материально-технической базы для успешного
проведения занятий;
Недостаточная вовлеченности отдельной части родителей в
воспитательно-образовательный процесс.
Администрация МБДОУ № 342
Педагогические работники
Родители (законные представители)
Для
педагогов
недостаточное
владение
современными
образовательными технологиями приведет к отсутствию
востребованности на рынке труда и падению престижа
образовательного учреждения.
Для воспитанников недостаточность материально-технической
базы приведет к возможному снижению их физического и
10
Примечание [МНВ11]: Предлагаю
не делить заинтересованность родителей
на уровни. Просто: недостаточная
заинтересованность части родителей…
11
Последствия решения
проблемы
психологического потенциала.
Для родителей (законных представителей) низкий уровень
вовлеченности в образовательно-воспитательных процесс может
стать причиной недостаточной компетентности в вопросах
образования.
Для педагогов: повышение уровня профессиональных знаний,
возможность разрабатывать более результативные и качественные
образовательные решения.
Для МБДОУ: рост престижа образовательного учреждения;
Для
воспитанников:
обеспечение
равных
стартовых
возможностей для обучения детей в общеобразовательных
учреждениях, индивидуальный подход.
Для родителей (законных представителей): повышение психологопедагогической компетентности родителей, увеличение мотивации
на сотрудничество с педагогами МБДОУ
Подраздел 2. Концепция
.
Дошкольный возраст – это один из главных отрезков времени, ведь на этом этапе
закладываются основы личности человека; формируются важнейшие психические
функции: мышление, память, речь; проявляется отношение к себе и к окружающему миру
Главной целью детского сада компенсирующего вида является гармоничное
развитие личности и обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в
общеобразовательной школе.
Концепция развития системы образования и воспитания в МБДОУ № 342
основывается:
на праве воспитанника получение полноценного качественного образования в
соответствии с его индивидуальными запросами;
на создании равных условий всестороннего и гармоничного развития каждого
воспитанника и его последующей социализации.
Среди основных концептуальных направлений развития деятельности учреждения
следует выделить:.
своевременная диагностика и систематическое наблюдение изменений в
психологическом или физическом здоровье воспитанников;
использование комплексного психолого-медико-педагогического подхода при
работе с детьми;
вариативный набор программ с учетом индивидуальных особенностей ребенка
социально-образовательная интеграция детей с разным уровнем психологического
и физического развития.
Примечание [МНВ12]: Предлагаю
не повторять нормативные основания.
Сделайте акцент на особенностях
учреждения.
Подраздел 3. Цель Программы развития
Создание условий в ДОУ, направленных на обеспечение равных возможностей для
физического и психического развития детей, как основы адаптации в обществе и будущего
успешного обучения в школе.
Подраздел 4. Задачи Программы развития
Таблица4
Задача
Результат
Показатель
Значение
показателя
11
Примечание [МНВ13]: Цель
предлагаю заменить тк.:
Сложное для понимания
общественности понятие (предлагаю
заменить). И совершенствовать
СИСТЕМУ на ТЕРРИТОРИИ сложно.
Также напоминаю, что понятие
УСЛУГА исключено на федеральном
уровне.
12
%
Задача 1
Обновление
содержания и
технологий
образования,
развитие
вариативности
реализуемых
образовательных
программ
Внедрение новых
образовательных технологий
Повышение качества
образования
Повышение
доступности реализации
дополнительных программ
Задача 2
Совершенствован
ие материальнотехнической базы
учреждения.
Обновление оборудования,
средств обучения и
воспитания,
мебели, инвентаря
Задача 3
Развитие
Увеличение числа педагогов,
кадрового
участвующих в конкурсах
потенциала
для работников ДОУ
учреждения
в Увеличение численности
соответствии
с педагогов, имеющих
потребностями
квалификационные
контингента
категории
Увеличение количества
педагогов, принимающих
участие в методических
мероприятиях разного
уровня (семинарах и
конференциях)
Увеличение числа педагогов,
публикующих научные
статьи в журналах или
сборниках конференций
Задача 4
.
Создание единой
Совершенствован образовательной среды
ие
системы между МБДОУ и
сотрудничества
социальными партнерами
для
индивидуализаци
и
образования
Доля педагогов,
прошедших повышение
квалификации в сфере
использования
информационнокоммуникационных
технологий
Доля педагогов, успешно
применяющих
информационные технологии
Примечание [МНВ14]: Обновлени
е содержания и технологий образования,
развитие вариативности реализуемых
образовательных программ
70
60
Доля удовлетворенности
80
родителей (законных
представителей) набором и
качеством образовательных
программ, предоставляемых в
МБДОУ
Доля
воспитанников, 60
получающих дополнительные
образовательные услуги
Доля модернизированной
среды для детей с
нарушениями речи
Доля доступной среды для
детей-инвалидов.
60
Доля педагогических
работников, участвующих в
конкурсном движении
Доля педагогов, имеющих
квалификационные категории
70
Доля педагогов,
принимающих участие в
методических мероприятиях
разного уровня (семинарах и
конференциях)
60
Доля педагогов,
публикующих научные
работы
10
Доля совместных
мероприятий (от числа всех) в
рамках сетевого
взаимодействия
Доля педагогических
работников, занятых в
сетевых мероприятиях
20
Примечание [МНВ15]: Качество
сложно увеличить.. Предлагаю
пересмотреть результаты и значения
показателей, в том числе в части
математики)
90
Примечание [МНВ16]: Предлагаю
соотнести с НОК
80
Примечание [МНВ17]: Совершенств
ование системы сотрудничества для
индивидуализации образования детей с
особыми образовательными
потребностями.
Также предлагаю пересмотреть
результаты и показатели
40
12
13
детей с особыми
образовательным
и потребностями.
Доля детей, принимающих
участие в сетевых
мероприятиях
30
РАЗДЕЛ 4
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Примечание [МНВ18]: Описать, что
будет сделано и какими способами (в
рамках каждой задачи)
Возможные способы достижения цели Программы
Задачи
Способы достижения цели
1. Обновление содержания и технологий Развитие ряда новых технологий:
образования,
развитие
вариативности технологий проектной деятельности;
технологий исследовательской
деятельности
реализуемых образовательных программ
·информационно-коммуникационных
технологий;
· личностно-ориентированных технологий
Разработка и корректировка индивидуальных
образовательных
маршрутов
с
учетом
индивидуальных особенностей ребенка и
возможностей дошкольного учреждения
Обновление
программ
основных
и
Расширение
спектра
дополнительных
платных
услуг
дополнительных
предоставляемых
образовательных
2. Совершенствование материально-технической Приобретение
игрового
и
спортивного
базы учреждения
оборудования
и
модернизация
детских
развивающих
зон для
организации
познавательно-исследовательской деятельности
детей
Обновление материально-технической базы
(мультимедийными
и
интерактивными
системами) для создания и внедрения новых
инновационных
технологий
обучения
и
воспитания
Развитие здоровьесберегающих технологий
Закупка специального оборудования для
проведения занятий с детьми с ограниченными
возможностями здоровья
3. Развитие кадрового потенциала учреждения в Содействие
в
повышении
уровня
соответствии с потребностями контингента
профессиональной компетентности педагогов
Совершенствование системы стимулирования
педагогических работников для повышения
эффективности их деятельности
Проведение
конкурсов
профессионального
мастерства среди педагогических работниках на
площадке детского сада
Создание индивидуальных образовательных
маршрутов для педагогов в соответствии с их
потребностями (дополнительные курсы
13
14
4. Совершенствование системы сотрудничества Заключение
договоров
о
совместной
для индивидуализации образования детей с деятельности с социальными партнерами
особыми образовательными потребностями
Разработка соответствующего методического
обеспечения
Разработка и утверждение локальных актов,
регламентирующих сетевое взаимодействие с
социальными партнерами, внесение изменений
уже в существующие нормативные правовые
документы, регулирующих сотрудничество
между учреждениями;
14
15
РАЗДЕЛ 5
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Таблица6
Задача
Наименование контрольного показателя
Единица
измерения
показателя
Текущее значение
показателя
Плановое значение показателя по годам реализации
программы 2024/2028
2024
2025
2026
2027
Задача 1. Обновление содержания и технологий образования, развитие вариантности реализуемых образовательных программ
Доля от общего числа педагогов,
%
30
33
38
41
46
разработавших методические
рекомендации по использованию
педагогических технологий для детей с
ограниченными возможностями здоровья
Численность детей, охваченных
Чел.
103
114
129
155
161
дополнительными
общеобразовательными программами
различной направленности.
Доля удовлетворенности родителей
%
85
85
87
90
95
(законных представителей) набором и
качеством дополнительных платных
образовательных услуг, предоставляемых
в МБДОУ.
Доля воспитанников, участвующих в
%
10
20
27
35
46
конкурсах различного уровня.
Доля от общего числа педагогов,
%
10
15
25
30
40
владеющих и применяющих
инновационные образовательные
технологии
Внесены изменения в образовательные
%
0
80
90
95
97
программы МБДОУ.
2028
Целевой
ориентир,
2028 год
50
50
170
170
100
100
50
50
50
50
100
100
15
Примечание [МНВ19]: Заменить с
учетом ранее описанных предложений
16
Задача 2. Совершенствование материально-технической базы учреждения.
%
40
Доля модернизированной современной
комфортной развивающей предметно –
пространственной среды для детей
ограниченными возможностями здоровья
55
60
64
68
70
70
Доля модернизированной современной
%
30
32
35
41
48
50
50
комфортной развивающей предметно –
пространственной среды
Задача 3. Развитие кадрового потенциала учреждения в соответствии с потребностями контингента
Доля от общего числа педагогов,
%
30
40
45
52
64
70
70
повысивших свой профессиональный
уровень, владеющих современными
образовательными технологиями для
детей для детей ограниченными
возможностями здоровья
Доля от общего числа педагогов,
%
20
30
38
41
47
50
50
представляющих свой опыт работы на
различном уровне.
Доля от общего числа педагогов,
%
50
52
58
61
65
70
70
имеющих высшую квалификационную
категорию.
Доля от общего числа педагогов с
%
10
15
26
32
37
40
40
высокой профессиональной активностью,
участвующих в педагогических
конкурсах, образовательных и
социальных проектах.
Задача 4. Совершенствование системы сотрудничества для индивидуализации образования детей с особыми образовательными потребностями.
Доля совместных мероприятий (от числа
%
2
7
11
14
18
20
20
всех) в рамках сетевого взаимодействия
Доля педагогических работников от
%
4
9
21
34
38
40
40
16
17
общего числа, занятых в сетевых
мероприятиях
Доля детей от общего числа,
принимающих участие в сетевых
мероприятиях
%
7
12
19
23
28
30
30
РАЗДЕЛ 6
ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ
Финансирование мероприятий Программы развития будет осуществляться в пределах средств, поступивших на ее реализацию за счет
субсидий и субвенций из средств:
Таблица 7
Наименование мероприятия
Источник
финансирования
Затраты на реализацию задач и мероприятий, тыс.
руб.*
2023
2024
2025
2026
2027
Задача 1. Обновление содержания и технологий образования, развитие вариантности реализуемых образовательных программ
Разработка методических рекомендаций, посвященных
региональный
0
0
0
0
0
применению современных образовательных технологий в
бюджет
МБДОУ. Обновления содержания дополнительных и муниципальный бюджет
10
0
15
0
0
основных образовательных программ.
внебюджетные средства
5
5
5
5
5
Внедрение новых платных образовательных услуг
региональный
0
0
0
0
0
бюджет
муниципальный бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные средства
10
10
10
10
10
Задача 2. Совершенствование материально-технической базы учреждения.
Обновление мебели в групповых помещениях
региональный
0
0
0
0
0
бюджет
муниципальный бюджет
100
120
120
120
120
внебюджетные средства
5
5
5
5
5
Итоговые
затраты, тыс.
руб.
0
25
25
0
0
50
0
580
25
17
Примечание [МНВ20]: Дополнить
мероприятия по каждой задаче. В 5-й
период реализации ПР не может быть по
1 мероприятию на задачу.
18
Приобретение игрового и развивающего оборудования
региональный
0
0
0
0
0
0
бюджет
муниципальный бюджет
40
40
40
40
40
200
внебюджетные средства
20
20
20
20
20
100
Задача 3. Развитие кадрового потенциала учреждения в соответствии с потребностями контингента
Повышение квалификации педагогических и руководящих
региональный
0
0
0
0
0
0
работников
бюджет
муниципальный бюджет
5
5
5
5
5
25
внебюджетные средства
5
10
15
15
15
60
Участие в конкурсах, проектах различного уровня,
региональный
0
0
0
0
0
0
распространение педагогического опыта
бюджет
муниципальный бюджет
15
10
10
10
10
55
внебюджетные средства
10
10
10
10
10
50
Задача 4. Совершенствование системы сотрудничества для индивидуализации образования детей с особыми образовательными потребностями.
Проведение совместных мероприятий с социальными
региональный
0
0
0
0
0
0
партнерами
бюджет
муниципальный бюджет
0
0
0
0
0
0
внебюджетные средства
2
2
5
5
5
19
Обновление нормативно-правовой базы учреждения
региональный
0
0
0
0
0
0
(введение в действие новых правовых актов,
бюджет
регулирующих сетевое взаимодействие)
муниципальный бюджет
0
0
0
0
0
0
внебюджетные средства
4
0
0
4
0
8
региональный
0
0
0
0
0
0
Итого:
бюджет
муниципальный бюджет 170
175
190
165
165
865
внебюджетные средства
61
62
70
69
65
327
*Объемы финансирования уточняются в соответствии с
целевыми муниципальными программами
18
19
РАЗДЕЛ 7
УПРАВЛЕНИЕ
Координационный совет, в который войдут администрация, педагоги учреждения и представители родительского комитета,
осуществляет управление и контроль над реализацией программы путем сбора, обработки и анализа статистической, справочной и
аналитической информации о проводимых мероприятиях программы.
Данный орган контролирует выполнение основных задач программы и достижения ее главных целей.
Полученные сведения, оформленные в виде отчета о самообследовании, будут публиковаться на официальном сайте учреждения. Они
при необходимости могут послужить основанием для внесения поправок в план программы, например, для внесения новых мероприятий в
план.
19